Редакция Православного альманаха
«Романитас»
О богословии истинном и мнимом
Епископ Смелянский Иларион обратился к пастве Российской Церкви с выстраданным вероучительным Словом, озаглавленном «Об истинном богословии». В нем Владыкой Иларионом замечательно говорится о грехе превозношения и гордыни, о ереси самобожия, погубившей Адама «Многие, когда случилась им малая передышка, возомнили себя возрастающими в благодати, сочли себя достойными и достигающими свободы и назвались совершенными, сами будучи незаметно обкрадываемы злом. Поистине ничто не может погубить род христианский, кроме гордыни. Ведь и Адама ввел во грех змий, говоря, что де станете, как боги...», а ныне губящей всех нас через невозбранную и широкую самобожническую проповедь иеромонаха Российской Церкви Григория (Лурье), равно как и через проповедь почитающего его не православные учения издания «Вертоград», подводящей ею Церковь Христову под разрушительные знамения Божии. Мы, члены Российской Церкви, все это читаем и видим, все это разворачивается на наших глазах: «Тварное в обожении становится нетварным» (что есть прямой и непосредственный пример ложного самобожнического исповедания-намерения, погубившего Адама), «люди становятся Богами, обладающими Его энергиями, Богами по Его энергиям» (а не по благодати, т.е., в данном случае, по произволению и величайшей милости Божией, как у Отцов. Энергии людей, равно как и их Природа, остаются в обожении человеческими, лишь обретая самую возможность к общению свойств с Энергиями и Природой Бога. Железо(человеческая Природа), раскаленное огнем (Божественными Энергиями)по святоотеческим сравнениям. Конечно, они не раздельны в обожении с Энергиями Божескими, но и неслиянны с ними, различаются от них, иначе Природы, источники Энергий, составляли бы одно, чего в обожении не происходит), «святые - первоисточники учения Церкви» (прямой пример ложного самобожнического исповедания, ставящих не взятых еще на Небо святых выше самого Христа), «обожженные люди – автономные источники (а не проводники) Благодати» (Прямой пример самобожия. Разница с православным вероучением в одном слове, но она - колоссальная. Иером.Григорий по прежнему утвеждает именно это. Однако Благодать имеет только один источник, в т.ч. и в обожении - Самого Бога, а святые являются лишь проводниками Божественных Энергий), «обращаться с просьбой о Спасении можно и нужно ко святым» (а не к Богу при посредстве святых, как в Православии, а не в самобожии), «даже неосознанное (т.е. суетное или магическое, а не молитвенное) «управление» Именем - энергией Божией - в молитве» ("даже неосознанно призывая Его, все равно будешь иметь Его в имени Своем") и т.д. Вобщем, все как по писаниям - «ввел во грех змий, говоря, что де станете, как боги»
Тем не менее, в конце документа Еп.Илариона, призывающего боголюбивых чад Российской Церкви ко смирению перед Богом
и тайной истинного богословия, содержатся следующие слова:
«А наставниками нашими во святом деле могут быть только Святые отцы, а теперь – их святые творения. Ведь разумение Слова Божия – это богословствование, которое может созревать у человека только при душевной и телесной чистоте, как и говорят об этом святые мужи: богословствование без душевной чистоты есть словоблудие, богословствующий должен быть девственником по душе и по телу»
Слова по смыслу абсолютно правильные,
однако суть
Многими из людей, склонных к проповеди
превозношения девствующих над брачными, равно как и проповеди самобожия, ныне
утверждается, что Еп.Иларион,
хоть и осудил самобожие (но не самобожников, которые ни мало не обращают внимания
на его слова), призвал тем не менее богословствовать только девственников
по плоти (по душе и по телу).
Девственников-по-плоти в собственно светском смысле этого слова среди христиан всегда было немного. Выбиравшие девство чаще всего выбирали его из состояния не-девства, из мiра, непосредственно при или некоторое время после обращения ко Христу. Соответственно, церковное понимание слова «девственник» отличается от светского тем, что подразумевает стремление к чистоте, а не девственность как физиологическую данность. Однако и тут необходимо сказать, что сколь большим почетом в христианстве не пользовалось бы Девство, гораздо большим награждалось всегда Целомудрие. А в понятии «Целомудрия» девство входит лишь малой частью (можно быть девственником и не быть целомудренным, и примеров этому в Предании достаточно много). Целомудренным же, меж тем, может быть и христианский брак, если супруги пользуются им умеренно, для супружеской любви, результат которой – появление новых богомысленных христиан. Для выполнения заповеди любви к Человеку, Образу и Подобию Божиему, коим и является в православном супружестве муж для жены, а жена для мужа. Заповеди «единой плоти», но без грехопадших помыслов и страстей.
Кроме того, если понимать это утверждение буквально, то нарушается непрерывность покаяния. Физиологическое девство предстает нормой, «после достижения которой» «можно богословствовать», так как «тогда» «обретается истинная чистота». Однако мы знаем, что все мы согрешаем непрерывно и каждый день, и такое понимание «девства» близко к идеям о сверхдолжных заслугах латинян.
Кроме того, если понимать это утверждение буквально, то нарушается принцип: «Кто молится, тот и богослов». По известным словам Евагрия Понтийского, "если ты богослов, то истинно молишься, и если ты истинно молишься, тогда ты богослов». Каждый христиан по нескольку раз на дню богословствует, творя домашнюю молитву и участвуя в службах, читая символ веры, акафисты и псалмы, в которых в свернутом виде содержится все Богословие Церкви. Идея о том, что только девственники по плоти могут богословствовать, отрезает от богословия и молитвы добрую половину Церкви. Всякий христианин – богослов. Богословствовать значит славить Бога, и не только в молитве, но и в делах, в молитве и помышлениях, в проповеди и миссии. Славить Бога и свидетельствовать против Его прямых врагов.
Кроме того, если понимать следующие слова Еп.Илариона «Кто пытается говорить о Боге и не освобождается от греха, тот занимается словоблудием» буквально, в контексте его же сентенции о «девственниках-по-плоти», то нарушается принцип самой возможности богословствовать, так как все люди, включая и девствующих-по-плоти, находятся во грехе, и никто не достоин ни Чаши, ни Богословия. Разделение же церковного народа на две категории, ветхозаветных (брачных) и новозаветных (безбрачных), одни из которых находятся в постоянном «законном грехе», а другие спасаются истинно, характерно скорее для иером.Григория (Лурье) и группы Вертоград, но не для, хочется верить, Еп.Илариона. Мы уверены, что он далек от мысли о.Григория(Лурье) о том, что «с брачными о Православной Вере лучше вообще не говорить». Брак честен и ложе непорочно, и нет в браке «блуда» или «словоблудия», но есть любовь любящих, благословенная через Таинство Венчания Православной Церковью. Равно как и нет в Церкви Новомучеников канонов, возбраняющих брачным христианам богословствовать и славить Бога. Все ровно наоборот. В Церкви, особо почитаемые святые которой суть Новомученики и Исповедники Российские, и среди них первейшие – члены Царской Семьи, отнюдь не состоявшие исключительно из «девственников по плоти», это невозможно. Именно они, меж тем, своим истинным богословствованием, личным примером жизни во Христе Иисусе и принятием за Него мученической смерти, указали в свое время путь всем нам.
Хочется верить, что слово «девственник» Еп.Иларион употребил в своем обращении в собственно христианском смысле, как обозначение всякого истинно верного Христу, стремящегося к чистоте. Достичь которой можно только со Христом и во Христе. А уж что вокруг его слов накручивают другие - Бог им Судия.
«Романитас»