Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

Первоиерарх и Архиерейский Синод РПЦЗ(В) отказывают Архиепископу Лазарю в автономии в России

 

 

 

Благодаря самоотверженному служению Православию редакторов интернет-издания «Церковный Листок» нашей редакции и всем православным христианам стали доступны новые обстоятельства по делу прискорбных попыток учинить раскол на Российской земле Преосвященных Архиепазаря и Еп.Вениамина. Лично Митрополит Виталий и все члены Синода РПЦЗ(В), кроме означенных двоих архиереев, 20 и 21 августа 2002 года назвали их деяния по организации «автономии» незаконными и неканоничными. Епископы, которые ранее предупреждались о недопустимости «автономных» хиротоний, тем не менее пошли на прямое противление воле старца Первоиерарха Митрополита Виталия, мотивируя это обстоятельство ранее взятым у него благословением. Однако Митрополит Виталий тогда же, несколько месяцев назад, когда это незаконное благословение было получено из его рук, поспешил исправить свою ошибку, заявив, что он не мог давать благословение на создание автономии в России единолично, так как этот вопрос находится в компетенции всего Архиерейского Собора РПЦЗ(В). Он письменно  настоятельно просил архиереев воздержаться от хиротоний и ждать Собора, который был незамедлительно назначен на сентябрь. Однако Архиепазарь и Еп.Вениамин, понимая, что на грядущем Соборе в сентябре их требование может не получить поддержки, поспешили совершить архиерейские хиротонии в августе, до Собора

 

Этим неканоничным деянияем они, по ясной и четкой формулировке приводимых ниже документов за подписью всех остальных архиереев Зарубежной Церкви (включая Первоиерарха РПЦЗ(В) – Митриталия) совершили незаконное и грубое принуждение всей полноты Церкви, попытавшись через фактический явочный шантаж поставить Ее «перед фактом». Однако на деле через эту «хитрость» они сами, по словам Определения Синода, «поставили себя вне состава РПЦЗ(В)». Архиереи Зарубежной Церкви во главе с Митриталием заявили о непризнании данных новых хиротоний и призвали Епископов-самочинников принять решение грядущего Собора относительно новохиротонисанных клириков и автономии в России.

 

Приводим для наших читателей письмо Митриталия и Определение Синода РПЦЗ(В) в конце.

 

От себя – заметим. Члены редакции и авторы нашего альманаха – простые клирики и миряне, симпатизирующие Зарубежной и Катакомбной Церквам и считающие себя находящимися  с ними в духовном, молитвенном и вероисповедном единстве. В принципе, мы не вправе выносить никаких собственных суждений, касающихся вопросов церковной позиции Епископата РПЦЗ(В). Тем не менее нам представляется, что вопрос автономии в России для Синода РПЦЗ(В) ныне является менее актуальным, нежели чем насущная необходимость в создании особого российского представительства РПЦЗ(В) (располагающегося непременно на территории России и кадрово не преемствующее печальному опыту Представительства РПЦЗ начала 90х годов), которое, по благословению Синода РПЦЗ(В), начало бы собирать материалы о церковном положении дел в России для инициализации в будущем особой меж юрисдикционной инстанции из оставшихся верными Православию и имеющих законное происхождение российских Православных Епископов, существующих  на основании Указа 362 (РПЦЗ(В), РПАЦ, КЦ). Которые, в свою очередь, смогут в будущем организовать проведение мероприятий по созыву Поместного Собора всей полноты истинной РПЦ.

 

Если в основу этого процесса будут положены традиции духовного стояния Зарубежной и Катакомбной Церквей, а так же честность и непредвзятое и безпристрастное исследование канонико-исторических проблем, связанных с существованием на территории бывшей Российской Империи автономных Синодов и отдельных Епископов законной Истинной Церкви,  то это великое начинание, к которому и имела призвание историческая РПЦЗ,  но которое Она не сумела до разделения с внутренними отступниками успешно осуществить, будет, безусловно, иметь благие плоды для всей истинной Греко-Российской Церкви и всего истинно-православного мира. И, возможно, в один из дней обернется для Российской Церкви долгожданным воссоединением в истине всех истинно-православных христиан.

 

24.08.2002  «Романитас»

 

 

 

Русская Православная Церковь Заграницей
П
од омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия

 

 

23а/02/М

 

7/20 авг. 2002 г.
Препмуч. Дометия Персянина

 

        Высокопреосвященнейшему Лазарю,
        Архиепископу Одесскому и Тамбовскому
        Преосвященнейшему Вениамину,
        Епископу Черноморскому и Кубанскому

 

Ваши Преосвященства!

 

        До меня дошло известие, что вы совершили хиротонии новых трех епископов. Если это действительно так, то я, как Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, официально заявляю, что эти хиротонии являются неканоничными. Тем более, что кандидатуры этих священнослужителей не были представлены для обсуждения всем архиереям. Как вам известно, вопросы хиротоний новых епископов, их титулов и учреждений новых епархий могут решаться только на Архиерейских соборах.

 

        Прошу вас воздержаться от дальнейших ошибок. О дате предстоящего Архиерейского Собора вам будет сообщено дополнительно, на котором будет вынесено окончательное решение о новохиротонисанных вами священниках, но без их участия.

 

Искренний доброжелатель вашего о Христе спасения,

+ Митрополит Виталий (подпись)
        печать

 

 

 

 

 

Русская Православная Церковь Заграницей

под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия

 

 

 

Определение

 

архиереев Русской Православной Церкви Заграницей относительно хиротоний,
совершенных Архиепископом Лазарем и Епископом Вениамином

 

 

 

8/21 августа 2002 г.

Свят. Емилиана испов., еп. Кизического

 

 

 

Определение архиереев Русской Православной Церкви Заграницей

относительно хиротоний,

совершенных Архиепископом Лазарем и Епископом Вениамином

 

        Нам стало известно, что Преосвященные Архиепископ Лазарь и Епископ Вениамин на днях завершили четвертую архиерейскую хиротонию.

 

        Это было сделано без согласия и ведома Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей. Такого рода действия подлежат церковному осуждению.

 

        Внимательное рассмотрение обстоятельств, приведших к этому прискорбному событию, позволяет дать точную характеристику целей и развития дальнейших действий новосозданного таким образом обособленного епископата.

 

        Уже в январе месяце сего года Преосвященные Лазарь и Вениамин обратились к Митрополиту Виталию с просьбой преподать им благословение на создание автономного управления в России. Естественно, что такое прошение подлежало обсуждению Собора.

 

        Эти преосвященные в дальнейшем действовали по первоначальному направлению и, видимо, признавая за одним только Владыкой Митрополитом законную власть в нашей Церкви, добились от него письменного благословения на произведение ими хиротоний и на создание церковного управления, в виде некоего параллельного Синода. Следовательно, деяния 2-го Воронежского пастырского совещания (17 /18 апреля с.г.) происходили в плане создания таким способом нового церковного организма для России. И только реакция Архиепископа Варнавы на принятый новый курс и реакция Епископа Владимира, объявившего этот документ о совершении хиротоний и об учреждении Автономной Церкви, за одной лишь подписью Митрополита — неправомочным, приостановили проведение в жизнь намеченной цели.

 

        Когда Еп. Вениамин запросил Митрополита Виталия о значении преподанного им благословения 11 марта, Вл. Митрополит ответил, что вопрос чересчур важный и нуждается в соборном решении.

 

        Созданное положение должно было обсуждаться на предстоящем Соборе нашей Церкви, для созыва которого Архиеп. Варнаве поручено создать Комиссию (24 июня 2002 г.). О создании предсоборной Комиссии было сообщено и Преосвященным Лазарю и Вениамину.

 

        Следовательно, произведенные хиротонии являются грубым нарушением Правил соборности Церкви.

 

        Более того, самочинное умножение епископов, подчиненных Преосвященным Лазарю и Вениамину, выявляет их намерение принудить нашу Церковь на предоставление просимой ими автономии.

 

        Мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей заявляем, что не приемлем ни этих антисоборных хиротоний, ни принудительных мероприятий для предоставления такой автономии.

 

        Кроме сего, Преосвященные Лазарь и Вениамин и поставленные ими епископы далеко не вызывают согласия всего нашего духовенства в России, ради которого нам надлежит по священному долгу прилагать все наши усилия.

 

        Мы только можем заключить, что своими незаконными действиями Преосвященные Лазарь и Вениамин и иже с ними, поставляют себя вне состава Русской Православной Церкви Заграницей.

 

Подписи:

 

 

Митриталий

 

Архиепарнава

Епергий

Епладимир

Епарфоломей