Романитас.Неофициальный
Сервер Российской Православной Церкви
Экклесиология наступающей армии
Доброжелательный
взгляд на мифы и легенды вокруг о.Григория (Лурье)
Весьма уважаемый нашим изданием священнослужитель недавно указал на
распространенность исключительно критических материалов, комментирующих
публичные и широко известные работы и деятельность иеромонаха Григория (Лурье).
Он посоветовал «объективности ради» написать нечто позитивное о
данных труда, равно как и самом их авторе. Ведь автор «Призвания
Авраама» и еще целого ряда известных монографий – человек весьма выдающихся и неординарных способностей.
В этом кратком и, в общем, апологетическом эссе мы попробуем выполнить данное
нами обещание и положение хотя бы
отчасти исправить.
Биографических сведений об о. Григории
(Лурье) в сети интернет немного. Единственное из того, что нам удалось
отыскать, содержится в авторитетной библиотеке Якова Кротова. Вот строчки из
данного источника об о. Григории (Лурье).
***
ГРИГОРИЙ-ВАСИЛИЙ-ВАДИМ ЛУРЬЕ
«Род. 1962,
назван Вадим (Вадим Миронович). Предпочитал называться Димой. Крестился в 1982
с именем Василий. В 1984 г. женился, дочь, в 1994 г. разошелся с женой.
Работает в СПБ. Перешел в юрисдикцию еп. Валентина Русанцева.
Прихожанин убитого о. Александра Жаркова. Рукоположен в сентябре 1999 г. В 2000
г. принял монашество с именем Григорий. Занимается
историей христианского богословия, аскетики и богослужения на негреческом
Востоке.Впрочем, и в монашестве сохраняет кураж
вести полемику о творчестве группы "Наутилус Помпилиус", как соединял
занятия Востоком с изучением анекдотов о поручике Ржевском»
Эти скупые слова немногое сообщают, да и, по сути, мало
объективны. В действительности, фигура о.Григория
(Лурье) во всех смыслах уникальна.
Прежде чем приступить к нашему краткому исследованию, сообщим, что
практически все, что будет говориться в этой статье, почерпнуто из разрозненных
сообщений о.Григория (Лурье) о себе самом в третьем
или первом лице, которые он делал лично и, чаще всего, в общедоступных
источниках. Список этих источников будет приведен в конце.
1.Происхождение и
положение
Для нас покрыто
туманом, да мы и не ставим себе целью биографическое исследование. Пожалуй,
можно вскользь упомянуть лишь одну колоритную деталь. На о. Григория (Лурье)
недоброжелатели РПАЦ в последнее время публично возводят клеветы, что он,
якобы, в юности занимался теорией и практикой Каббалы. Это, конечно, беспочвенный вымысел. Насколько
нам известно, о.Григорий никогда не занимался Каббалой,
хотя имяславие, исследованию которого он посвящает значительную часть своего
досуга, и имеет, по мнению ряда исследователей, в некоторых его аспектах отношение
к собственно общей магии, равно как и к некоторым, созвучным учению Каббалы
истинам. Так же один из его предков по материнской линии, живший в 19 веке,
действительно был крупным каббалистом, о чем любит рассказывать сам о.Григорий (Лурье). По свидетельству некоторых знающих его
близко людей, фамилия «Лурье» до сих пор
наводит благоговейный трепет на его благочестивых и воспитанных в
приверженности к традиции соплеменников.
Однако этот чудесный анекдот не имеет никакого церковного или политического
смысла.
2.Карьера внутри
Московской Патриархии
В принципе, по
собственным словам о.Григория (Лурье), произносимым им
периодически на различных интернет-форумах и конференциях, она была более чем
обнадеживающей. В его судьбе принимал участие лично «патриарх» Алексей Ридигер,
он был вхож ко всем ключевым «архиереям» МП, он готовил многие официальные
бумаги МП, принимал участие в церковной политике, выступал в качестве соавтора
с крупнейшими публицистами, преподавал и, фактически, имел в РПЦ МП статус и влияние,
сопоставимое с архиерейским. Стремительному взлету его карьеры ничто не
угрожало, но он, тем не менее, решился на переход в Истинную Церковь. Честь ему
и хвала. В измышлениях клеветников, врагов РПАЦ, что
он якобы имеет тайную епископскую хиротонию от Московской Патриархии, нет
никаких свидетельских или фактологических оснований.
3.Уход из
Московской Патриархии
Уход из Московской
Патриархии тесно связан с делом о.Александра Жаркова, предыдущего настоятеля храма
св.Елисаветы, убитого из-за угла. О.Александр, далекий от церковной или
какой-либо иной политики, добрый и простой человек, интересовавшийся в последние годы жизни преимущественно
строительством храма при больнице, принимал пожертвования на дорогостоящее
строительство от тех, кого находил он сам и кого подыскивало его ближайшее
окружение, неформальным лидером которого был о.Григорий
(тогда мирянин Василий) Лурье. О.Григорий Лурье, по свидетельству многих
очевидцев, был инициатором и сторонником всех наиболее жестких и трудных
решений, как в отношений епархиального
руководства МП (и вопроса перехода общины в юрисдикцию РПЦЗ), так и отношениях
со спонсорами и жертвователями. Время показало, что он был по-византийски прав. О.Александра за
проявленную им (с опорой на твердость его помощника Василия) непреклонность Господь сподобил
мученического венца, а община получила местно чтимого святого и нового мудрого
руководителя. Им стал сам Василий
Лурье.
4.Переход в РПАЦ
Представители
практически всех общин РПЦЗ в Петербурге считали, что о.Григорий
каким-то образом повинен в смерти о.Александра. Это тяжкое обвинение было конечно же нелепым вымыслом, так как о. Григорий был
наиболее успешным в интеллектуальном и деловом смыслах деятелем РПЦЗ в северной
столице, и продиктовано оно было, вероятно, завистью, плохо скрываемым
антисемитизмом и неприязнью к его неординарным способностям. Сильное
общественно-церковное недовольство фигурой о.Григория
внутри санкт-петербургской части РПЦЗ, а так же ухудшение канонического
положения РПЦЗ в целом, заставили о.Григория с верными ему перейти осенью 1999 года в РПАЦ.
5.Карьера в
научном сообществе
О.Григорий
(Лурье) является автором целого ряда монографий, с которыми можно ознакомиться
здесь http://www.hgr.narod.ru/p.htm. Его подход некоторые исследователи
характеризуют как «мало сообразующийся с научным методом», однако он, тем не
менее, постоянный участник многих регулярных
международных патрологических симпозиумов и семинаров. По собственному
признанию ведет переписку с представителями
высшей церковной иерархии Римо-Католической Церкви, с видными идеологами
протестантизма и т.д. Его послушница Ольга Митренина в 1993 году проходила
стажировку в экуменическом институте в Боссе (Швейцария) по специальности
"Социальная доктрина Церкви".
Международные связи о.Григория помогают ему, по
всей вероятности, на его научном и политическом поприщах, а тема «Социальной
доктрины Церкви» ныне становится провиденциальным образом все более актуальной
для налаживающей с нуля церковно-государственные отношения юной РПАЦ.
6. Догматические
воззрения
К сожалению, нам
не хотелось бы в рамках этой статьи касаться этой важной темы, которая могла бы
умалить ее апологетический смысл. Можно мягко сказать лишь одно: они достаточно
спорны, не лишены «изюминки» и не строги, т.е. не постоянны.
7.Семейное
положение
О.Григорий был
женат на докторе культурологи Светлане Лурье, авторе целого ряда работ по
этнопсихологии и истории империй, ярком не формальном представителе церковно-консервативного
лагеря московской патриархии. Впоследствии, по собственной и весьма
настойчивой многолетней инициативе, разведен. После фактического расторжения брака, О.Григорий пишет
весьма не ординарную, «провокационную», по мнению некоторых книгу «Призвание
Авраама», где называет Собор в Ганграх «не авторитетным» и «не выражающим
учение Церкви» в Ее учении о не возможности для православного христианина
«оставлять жену без ее на то согласия». Там же он проповедует крайние взгляды на
брак и супружеские отношения, заявляя (и в книге и с интернет-страниц), что детородство
не заповедано христианству, что любые плотские отношения в браке, независимо от
степени близости супругов и формы их проявления, всегда и во всех своих появлениях есть суть
грех.
8.Политические
пристрастия
До какого-то
момента они были не сформулированы или неизвестны. Долгое время о.Григорий заявлял, что Церкви необходимо держаться в стороне
от политики. Однако, в последнее время о.Григорий предпринял
ряд политических инициатив. Так, группа единомысленных с о.Григорием
лиц начала сотрудничать с Фондом Эффективной Политики, принадлежащем его близкому другу, кремлевскому
политтехнологу-путинисту Глебу Павловскому, и всячески рекламировать РПАЦ как
«альтернативного» партнера правительству В.В.Путина и заявлять о социальной
респектабельности и «удобности» РПАЦ. Впоследствии, когда сам Павловский, не
рассчитав свои силы в амбициозном намерении воздействовать с помощью РПАЦ на
Патриархию, начал терпеть на данном фронте поражение и позиции его в
политической иерархии страны ослабли, группа о.Григория
осторожно от него дистанцировалась и ныне находится в процессе подготовки
альтернативного церковно-государственного проекта, который обещает быть более
успешным. В принципе, основные тезисы этого «проекта уже озвучены самим о.Григорием (Лурье) («Путин – православный христианин. Путин – первый патриот России со времен Царя Мученика Николая») и
его единомышленником А.Солдатовым («РПАЦ – идеальный объект для отработки
церковно-государственных отношений нового типа»). Остальное – дело техники, правильного менеджмента
и финансов.
9.Политическое и
социальное взаимодействие
В принципе, о.Григорий поддерживает связи с целым рядом действующих политиков.
Так же он старается поддерживать не формальные связи с различными
влиятельными городскими субкультурами. Не правы те, кто свидетельствует
о связях о.Григория с мафией. С «мафией», как публично
подчеркнул сам о.Григорий (Лурье), сотрудничать ни в
коем случае нельзя. Но что если сами члены преступных формирований приходят,
раскаявшись, в храм? Ведь эти российские люди, как и их итальянские коллеги по
промыслу, весьма порою набожны и сентиментальны? Что мешает, отвратив их умной проповедью от
прямых бесчиний, использовать их хозяйственные и иные организационные таланты
на благо Церкви? Сделать, например,
бывших умелых аферистов рачительными церковными старостами, или
использовать прихожан-сотрудников «охранного агентства» и, по совместительству,
рэкетиров, для различных богоугодных дел, требующих точечного и практически
ненасильственного физического вмешательства? В конце-концов в
Православии нет заповеди «не ударь». И, таким образом, даже если бывшие
соратники-недоброжелатели из РПЦЗ (равно как и некоторые члены РПАЦ) в своих
свидетельствах правы, это не
«сотрудничество с мафией», а нормальный и прагматический византинизм.
10.Работа с
молодежью
О.Григорий все
свое свободное время, которого у него не так уж и много, посвящает тому, что он
сам называет «общением с молодежью». Внимательно наблюдая за этим аспектом
деятельности о.Григория, мы убедились, что в этот
контингент входят преимущественно люди обоих полов от 13 до 18 лет от роду, без
определенных убеждений, но горящие сердцем и, по молодости лет, искренние и наивные.
О. Григорий по его собственным словам испытывает от общения с ними «огромное удовольствие». Действительно, общение с наивными сердцами должно
быть человеку умудренному, такому, как о.Григорий,
весьма интересно. Видимо, необходимо признать, что «работа с молодежью» для о.Григория (Лурье) является своего рода эмоциональной
релаксацией с элементами само терапии. Что касается собственно миссии в среде
молодежи, то она, как нам представляется, стоит где-то на втором или третьем
месте, что, в общем, не так уж и плохо. Есть люди, у которых на миссию вообще
не хватает сил. Что касается характера самой миссии, то тут тоже у критиков
имеется масса натяжек и вольных допущений, хотя нельзя отрицать того факта, что
увлечение иными молодежными субкультурами связано с догматическими
пристрастиями самого о.Григория (Лурье)
11.Работа с
приходами и малыми группами
О.Григорий ведет
постоянную миссионерскую и пастырскую деятельность, охватывающую десятки
приходов и малых групп. Фактически, на его попечении (в той или иной форме)
находятся различные приходы и группы по всей стране. Он и его окружение
заботятся о том, чтобы в них регулярно совершались богослужения. Он так же
ведет с ними всеми постоянную переписку (когда не может наведаться сам). Обычно
он предпочитает возлагать особые надежды на церковно активных
женщин и наделять их своим особым доверием и полномочиями. В принципе, эта
практика стала в России известна вместе с ростом Сретенско-Преображенского
Братства Г.Кочеткова, который руководствуется тем же принципом и с которым о.Григорий, подчеркивая факт своих дружеских личных связей с
г.Кочетковым и единомыслие с ним в вопросе церковно-приходской практики, не раз
солидаризовался сам. Недоброжелатели о.Григория
подчеркивают тот факт, что эти приходы почему-то не выдвигают никого из своей
среды на рукоположение, а некоторые из них даже не очень и стремятся перейти в
РПАЦ, находясь в «промежуточном» состоянии (чаще всего на пороге выхода из РПЦЗ
и МП). Необходимо заметить, что личная преданность о.Григорию так или
иначе подвигает их к постепенному переходу в Истинную Церковь. Что касается
омофора, то формальное принятие омофора Епископа не означает прекращение
горизонтальной связи о.Григория с воцерковленной
общиной верных. Более того – эту
связь усиливает.
12.Церковная
политика
О.Григорий
(Лурье) является искусным церковным дипломатом. Он знаком с большим числом
представителей иерархии истинно православных и не истинно православных
юрисдикций. Его голос в отношении принятия тех или иных внешне церковных
решений является весьма важным. Его чада достаточно часто выражают удивление,
почему он еще не рукоположен во Епископа и прикровенно
объясняют это обстоятельство «интригами недоброжелателей».
13. Внутренняя
церковная политика
Группа о.Григория поддерживает постоянный контакт со значительным
числом общин Истинной Церкви в России, рассылает по ним свои издания, часто с
различными сопроводительными письмами. Она так же стремится иметь
«горизонтальные» не формальные связи с епископатом Истинной Церкви,
обслуживанием которых занимается как лично о.Григорий,
так и уполномоченные им лица.
О.Григорий
постоянно подчеркивает, что никто не обязан быть с ним во всем согласным. В
связи с этим обстоятельством, а так же в связи с тем, что некоторый радикализм
мнений о.Григория по тем или иным вопросам отпугивает
тех, кто еще не готов воспринять его целиком, в среде единомышленников
о.Григория родился устойчивый стереотип поведения: большинство из них очень
часто повторяет, что они «не во всем
согласны с о.Григорием (Лурье)». Это помогает им эффективней защищать как его
лично, так и проводимую им линию, которая, при сохранении общей верности,
гарантирует и им самим определенные участки деятельности и приложения сил. Партия «не во всем согласных» с о.Григорием (Лурье), которая, тем не менее, проводит в жизнь
генерируемые им идеи, берет под контроль не согласных с ним и лично покрывает
те или иные формы его «досуга и релаксации», растет день ото дня. Эта партия,
храня формальную верность Первоиерарху, на самом деле точкой наивысшего
внимания имеет не столько его, сколько о.Григория, все свои действия сообразует с его мнениями,
воззрениями и (в той или иной степени) прямыми поручениями. Он является для нее
живительным источником духовных сил и генератором новых идей.
Вывод
В принципе, мы имеем
дело с потенциальным и очень сильным архиереем, человеком редкой жизненной
активности, целеустремленности и ума. Есть категория людей – прирожденных
Первоиерархов. Так или иначе, но однажды
он встанет во главе Церкви. Меньшее предположение просто бессмысленно, когда мы
говорим об о.Григории (Лурье).
«Романитас»