Романитасеофициальный Сервер Российской Православной Церкви

 

 

 

 

 

Экклесиология наступающей армии

 

 

 

 

Доброжелательный взгляд на мифы и легенды вокруг оригория (Лурье)

 

 

 

 

Весьма уважаемый нашим изданием священнослужитель недавно указал на распространенность исключительно критических материалов, комментирующих публичные и широко известные работы и деятельность иеромонаха Григория (Лурье). Он посоветовал  «объективности ради» написать нечто позитивное о данных труда,  равно как  и самом их авторе. Ведь автор «Призвания Авраама» и еще целого ряда известных монографий – человек  весьма выдающихся и неординарных способностей. В этом кратком и, в общем, апологетическом эссе мы попробуем выполнить данное нами обещание и  положение хотя бы отчасти  исправить.

 

Биографических сведений об о. Григории (Лурье) в сети интернет немного. Единственное из того, что нам удалось отыскать, содержится в авторитетной библиотеке Якова Кротова. Вот строчки из данного источника об о. Григории (Лурье).

 

***

 

ГРИГОРИЙ-ВАСИЛИЙ-ВАДИМ ЛУРЬЕ

«Род. 1962, назван Вадим (Вадим Миронович). Предпочитал называться Димой. Крестился в 1982 с именем Василий. В 1984 г. женился, дочь, в 1994 г. разошелся с женой. Работает в СПБ. Перешел в юрисдикцию еп. Валентина Русанцева. Прихожанин убитого о. Александра Жаркова. Рукоположен в сентябре 1999 г. В 2000 г. принял монашество с именем Григорий. Занимается историей христианского богословия, аскетики и богослужения на негреческом Востокепрочем, и в монашестве сохраняет кураж вести полемику о творчестве группы "Наутилус Помпилиус", как соединял занятия Востоком с изучением анекдотов о поручике Ржевском»

Эти скупые слова немногое сообщают, да и, по сути, мало объективны. В действительности, фигура оригория (Лурье) во всех смыслах уникальна.  Прежде чем приступить к нашему краткому исследованию, сообщим, что практически все, что будет говориться в этой статье, почерпнуто из разрозненных сообщений оригория (Лурье) о себе самом в третьем или первом лице, которые он делал лично и, чаще всего, в общедоступных источниках. Список этих источников будет приведен в конце.

 

1.Происхождение и положение

Для нас покрыто туманом, да мы и не ставим себе целью биографическое исследование. Пожалуй, можно вскользь упомянуть лишь одну колоритную деталь. На о. Григория (Лурье) недоброжелатели РПАЦ в последнее время публично возводят клеветы, что он, якобы, в юности занимался теорией и практикой Каббалы.  Это, конечно, беспочвенный вымысел. Насколько нам известно, оригорий никогда не занимался Каббалой, хотя имяславие, исследованию которого он посвящает значительную часть своего досуга, и имеет, по мнению ряда исследователей, в некоторых его аспектах отношение к собственно общей магии, равно как и к некоторым, созвучным учению Каббалы истинам. Так же один из его предков по материнской линии, живший в 19 веке, действительно был крупным каббалистом, о чем любит рассказывать сам оригорий (Лурье). По свидетельству некоторых знающих его близко людей,  фамилия «Лурье» до сих пор наводит благоговейный трепет на его благочестивых и воспитанных в приверженности к традиции  соплеменников. Однако этот чудесный анекдот не имеет никакого церковного или политического смысла.

 

2.Карьера внутри Московской Патриархии

 

В принципе, по собственным словам оригория (Лурье), произносимым им периодически на различных интернет-форумах и конференциях, она была более чем обнадеживающей. В его судьбе принимал участие лично «патриарх» Алексей Ридигер, он был вхож ко всем ключевым «архиереям» МП, он готовил многие официальные бумаги МП, принимал участие в церковной политике, выступал в качестве соавтора с крупнейшими публицистами, преподавал и,  фактически, имел в РПЦ МП статус и влияние, сопоставимое с архиерейским.  Стремительному взлету его карьеры ничто не угрожало, но он, тем не менее, решился на переход в Истинную Церковь. Честь ему и хвала. В измышлениях клеветников, врагов РПАЦ, что он якобы имеет тайную епископскую хиротонию от Московской Патриархии, нет никаких свидетельских или фактологических оснований.

 

3.Уход из Московской Патриархии

Уход из Московской Патриархии тесно связан с  делом олександра Жаркова, предыдущего настоятеля храма св.Елисаветы, убитого из-за угла. О.Александр, далекий от церковной или какой-либо иной политики, добрый и простой человек,  интересовавшийся в последние годы жизни преимущественно строительством храма при больнице, принимал пожертвования на дорогостоящее строительство от тех, кого находил он сам и кого подыскивало его ближайшее окружение, неформальным лидером которого был оригорий (тогда мирянин Василий) Лурье. О.Григорий Лурье, по свидетельству многих очевидцев, был инициатором и сторонником всех наиболее жестких и трудных решений, как в отношений епархиального руководства МП (и вопроса перехода общины в юрисдикцию РПЦЗ), так и отношениях со спонсорами и жертвователями. Время показало, что он был по-византийски  прав. О.Александра за проявленную им (с опорой на твердость его помощника  Василия) непреклонность Господь сподобил мученического венца, а община получила местно чтимого святого и нового мудрого руководителя. Им стал сам  Василий Лурье.

 

4.Переход в РПАЦ

Представители практически всех общин РПЦЗ в Петербурге считали, что оригорий каким-то образом повинен в смерти о.Александра. Это тяжкое обвинение было конечно же нелепым вымыслом, так как о. Григорий был наиболее успешным в интеллектуальном и деловом смыслах деятелем РПЦЗ в северной столице, и продиктовано оно было, вероятно, завистью, плохо скрываемым антисемитизмом и неприязнью к его неординарным способностям. Сильное общественно-церковное недовольство фигурой оригория внутри санкт-петербургской части РПЦЗ, а так же ухудшение канонического положения РПЦЗ в целом, заставили о.Григория с верными ему  перейти осенью 1999 года в РПАЦ.

 

5.Карьера в научном сообществе

 

О.Григорий (Лурье) является автором целого ряда монографий, с которыми можно ознакомиться здесь  http://www.hgr.narod.ru/p.htm.  Его подход некоторые исследователи характеризуют как «мало сообразующийся с научным методом», однако он, тем не менее, постоянный участник многих регулярных  международных патрологических симпозиумов и семинаров. По собственному признанию ведет переписку с представителями  высшей церковной иерархии Римо-Католической Церкви, с видными идеологами протестантизма и т.д. Его послушница Ольга Митренина в 1993 году проходила стажировку в экуменическом институте в Боссе (Швейцария) по специальности "Социальная доктрина Церкви".  Международные связи оригория помогают ему, по всей вероятности, на его научном и политическом поприщах, а тема «Социальной доктрины Церкви» ныне становится провиденциальным образом все более актуальной для налаживающей с нуля церковно-государственные отношения юной РПАЦ.

 

6. Догматические воззрения

К сожалению, нам не хотелось бы в рамках этой статьи касаться этой важной темы, которая могла бы умалить ее апологетический смысл. Можно мягко сказать лишь одно: они достаточно спорны, не лишены «изюминки» и не строги, т.е. не постоянны.

 

7.Семейное положение

 

О.Григорий был женат на докторе культурологи Светлане Лурье, авторе целого ряда работ по этнопсихологии и истории империй, ярком не формальном представителе церковно-консервативного лагеря московской патриархии. Впоследствии, по собственной и весьма настойчивой  многолетней инициативе, разведен. После фактического расторжения брака, О.Григорий пишет весьма не ординарную, «провокационную», по мнению некоторых книгу «Призвание Авраама», где называет Собор в Ганграх «не авторитетным» и «не выражающим учение Церкви» в Ее учении о не возможности для православного христианина «оставлять жену без ее на то согласия». Там же он проповедует крайние взгляды на брак и супружеские отношения, заявляя (и в книге и с интернет-страниц), что детородство не заповедано христианству, что любые плотские отношения в браке, независимо от степени близости супругов и формы их проявления,  всегда и во всех своих появлениях есть суть грех.

 

8.Политические пристрастия

 

До какого-то момента они были не сформулированы или неизвестны. Долгое время оригорий заявлял, что Церкви необходимо держаться в стороне от политики. Однако, в последнее время оригорий предпринял ряд политических инициатив. Так, группа единомысленных с оригорием лиц начала сотрудничать с Фондом Эффективной Политики,  принадлежащем его близкому другу, кремлевскому политтехнологу-путинисту Глебу Павловскому, и всячески рекламировать РПАЦ как «альтернативного» партнера правительству В.В.Путина и заявлять о социальной респектабельности и «удобности» РПАЦ. Впоследствии, когда сам Павловский, не рассчитав свои силы в амбициозном намерении воздействовать с помощью РПАЦ на Патриархию, начал терпеть на данном фронте поражение и позиции его в политической иерархии страны ослабли, группа оригория осторожно от него дистанцировалась и ныне находится в процессе подготовки альтернативного церковно-государственного проекта, который обещает быть более успешным. В принципе, основные тезисы этого «проекта уже озвучены самим оригорием (Лурье) («Путин – православный христианин. Путин – первый патриот России со времен Царя Мученика Николая») и его единомышленником А.Солдатовым («РПАЦ – идеальный объект для отработки церковно-государственных отношений нового типа»).  Остальное – дело техники, правильного менеджмента  и финансов.

 

9.Политическое и социальное взаимодействие

В принципе, оригорий поддерживает связи с целым рядом действующих политиков. Так же он старается поддерживать не формальные связи с различными влиятельными городскими субкультурами. Не правы те, кто свидетельствует о связях оригория с мафией. С «мафией», как публично подчеркнул сам оригорий (Лурье), сотрудничать ни в коем случае нельзя. Но что если сами члены преступных формирований приходят, раскаявшись, в храм? Ведь эти российские люди, как и их итальянские коллеги по промыслу, весьма порою набожны и сентиментальны?  Что мешает, отвратив их умной проповедью от прямых бесчиний, использовать их хозяйственные и иные организационные таланты на благо Церкви? Сделать, например,  бывших умелых аферистов рачительными церковными старостами, или использовать прихожан-сотрудников «охранного агентства» и, по совместительству, рэкетиров, для различных богоугодных дел, требующих точечного и практически ненасильственного физического вмешательства?  В конце-концов в Православии нет заповеди «не ударь». И, таким образом, даже если бывшие соратники-недоброжелатели из РПЦЗ (равно как и некоторые члены РПАЦ) в своих свидетельствах правы,  это не «сотрудничество с мафией», а нормальный и прагматический византинизм.

 

 

10.Работа с молодежью

 

О.Григорий все свое свободное время, которого у него не так уж и много, посвящает тому, что он сам называет «общением с молодежью». Внимательно наблюдая за этим аспектом деятельности оригория, мы убедились, что в этот контингент входят преимущественно люди обоих полов от 13 до 18 лет от роду, без определенных убеждений, но горящие сердцем и, по молодости лет, искренние и наивные. О. Григорий по его собственным словам испытывает от общения с ними «огромное удовольствие». Действительно, общение с наивными сердцами должно быть человеку умудренному, такому, как оригорий, весьма интересно. Видимо, необходимо признать, что «работа с молодежью» для оригория (Лурье) является своего рода эмоциональной релаксацией с элементами само терапии. Что касается собственно миссии в среде молодежи, то она, как нам представляется, стоит где-то на втором или третьем месте, что, в общем, не так уж и плохо. Есть люди, у которых на миссию вообще не хватает сил. Что касается характера самой миссии, то тут тоже у критиков имеется масса натяжек и вольных допущений, хотя нельзя отрицать того факта, что увлечение иными молодежными субкультурами связано с догматическими пристрастиями самого оригория (Лурье)

 

 

11.Работа с приходами и малыми группами

 

О.Григорий ведет постоянную миссионерскую и пастырскую деятельность, охватывающую десятки приходов и малых групп. Фактически, на его попечении (в той или иной форме) находятся различные приходы и группы по всей стране. Он и его окружение заботятся о том, чтобы в них регулярно совершались богослужения. Он так же ведет с ними всеми постоянную переписку (когда не может наведаться сам). Обычно он предпочитает возлагать особые надежды на церковно активных женщин и наделять их своим особым доверием и полномочиями. В принципе, эта практика стала в России известна вместе с ростом Сретенско-Преображенского Братства Г.Кочеткова, который руководствуется тем же принципом и с которым оригорий, подчеркивая факт своих дружеских личных связей с г.Кочетковым и единомыслие с ним в вопросе церковно-приходской практики, не раз солидаризовался сам. Недоброжелатели оригория подчеркивают тот факт, что эти приходы почему-то не выдвигают никого из своей среды на рукоположение, а некоторые из них даже не очень и стремятся перейти в РПАЦ, находясь в «промежуточном» состоянии (чаще всего на пороге выхода из РПЦЗ и МП). Необходимо заметить, что личная преданность   оригорию так или иначе подвигает их к постепенному переходу в Истинную Церковь. Что касается омофора, то формальное принятие омофора Епископа не означает прекращение горизонтальной связи оригория с воцерковленной общиной верных. Более того – эту связь усиливает.

 

12.Церковная политика

О.Григорий (Лурье) является искусным церковным дипломатом. Он знаком с большим числом представителей иерархии истинно православных и не истинно православных юрисдикций. Его голос в отношении принятия тех или иных внешне церковных решений является весьма важным. Его чада достаточно часто выражают удивление, почему он еще не рукоположен во Епископа и прикровенно объясняют это обстоятельство «интригами недоброжелателей».

 

13. Внутренняя церковная политика

 

Группа оригория поддерживает постоянный контакт со значительным числом общин Истинной Церкви в России, рассылает по ним свои издания, часто с различными сопроводительными письмами. Она так же стремится иметь «горизонтальные» не формальные связи с епископатом Истинной Церкви, обслуживанием которых занимается как лично оригорий, так и уполномоченные им лица.

О.Григорий постоянно подчеркивает, что никто не обязан быть с ним во всем согласным. В связи с этим обстоятельством, а так же в связи с тем, что некоторый радикализм мнений оригория по тем или иным вопросам отпугивает тех, кто еще не готов воспринять его целиком, в среде единомышленников о.Григория родился устойчивый стереотип поведения: большинство из них очень часто повторяет,  что они «не во всем согласны с о.Григорием (Лурье)». Это помогает им эффективней защищать как его лично, так и проводимую им линию, которая, при сохранении общей верности, гарантирует и им самим определенные участки деятельности и приложения сил.  Партия «не во всем согласных» с оригорием (Лурье), которая, тем не менее, проводит в жизнь генерируемые им идеи, берет под контроль не согласных с ним и лично покрывает те или иные формы его «досуга и релаксации», растет день ото дня. Эта партия, храня формальную верность Первоиерарху, на самом деле точкой наивысшего внимания имеет не столько его, сколько  оригория, все свои действия сообразует с его мнениями, воззрениями и (в той или иной степени) прямыми поручениями. Он является для нее живительным источником духовных сил и генератором новых идей.

 

Вывод

В принципе, мы имеем дело с потенциальным и очень сильным архиереем, человеком редкой жизненной активности, целеустремленности и ума. Есть категория людей – прирожденных Первоиерархов.  Так или иначе, но однажды он встанет во главе Церкви. Меньшее предположение просто бессмысленно, когда мы говорим об оригории (Лурье).

 

«Романитас»