Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

 

«Церковные технологии» сегодня

 

Иеромонах спасает российскую миссию Синода Митраллиника

 

 

 

Некоторое время назад в редакцию «Романитаса» попал необычный документ – записка иеромригория (Лурье) о российской миссии Синода Митр.Каллиника, в которой он делится со своим ближайшим окружением планами руководства РПАЦ  в отношении будущего «братьев их меньших» - «каллиникитов», а так же миссий РПЦЗ(В) и матфеевского Экхархата. Интересна фразеология и общий подход, декларируемый в этом документе – по стилю, несмотря на некоторую эстетскую небрежность, он более всего напоминает докладные записки уполномоченных по делам религий времен СССР в отношении «работы с церковными кадрами». Впрочем, зачем пересказывать написанное? Сей оригинальный и изящный документ из самого сердца РПАЦ будет интересен всему миру ИПЦ. Ведь из него следует то, что уже чувствуют многие:  в России миссии Истинной Церкви волей-неволей вынуждены будут иметь дело не только с не дружественной РПЦ МП, но и с феноменом ласковой и внимательной к нуждам ИПЦ (и располагающей соответствующим знанием и мощным  ресурсом) «альтернативной» РПЦ МП Церковью Митралентина.

 

Соответственно, и православным людям в России и за ее пределами нужно иметь некоторое представление о тех, кто желает истинно-православным христианам добра. Кто стремится к некоторому упорядочиванию их раздробленного существования и направлению их потенциала в позитивное и полезное «альтернативное» русло.

 

 

19.09.2003 г «Романитас»

 

 

Выделения в тексте - Рс

 

 

 

Иеромонах Григорий (Лурье)

 

 

Каллиникиты

 


 

2003-57-96 13:11 (link) hgr

 

 

 

Меня спрашивают разные люди, и поэтому отвечаю публично (почти, если не считать замочка) прочитал я интервью Тера с Макарием Петрским (http://www.romanitas.ru/Actual/Beseda.htm). пишу под замком только для того, чтобы мой ответ не приобретал статуса публичного: если Каллиникиты о нем узнают (что скорее всего произойдет), то не очень скоро, только успев наломать еще разных дров, а главное то будет у них агентурная информация, а не то, на что можно будет открыто ссылаться.

 

надо сказать, епископ старается говорить осторожно, и его наиболее определенные выражения рассчитаны на то, чтобы бросить кость его российским пасомым, т.е. как бы разрешить им их эмоции и подозрения, но самому себя ничем не связывать. собственно информация его такова, что легко может быть подана им же в противоположной эмоциональной редакции -- случись другая аудитория. обычная дипломатия, и иного можно было бы ожидать только от совсем уж безумных людей.

 

это в полной мере относится и к обещаниям рукоположить российского епископа и, тем паче, содействовать созданию автокефальной Российской церкви. однако, в одном отношении это интервью этапно: епископ не просто признает здесь и без того очевидный факт открытия Каллиникитами российских приходов, но идет дальше и говорит (официально и открыто -- впервые) о планах Каллиникитов выращивать под своим омофором будущую поместную Российскую церковь.

 

до сих пор о таких планах говорили матфеевцы, но а) не на уровне Синода, а всего лишь на уровне их российского экзарха -- маргинализированного именно в эти годы митрополита Кирика, б) их российские приходы заполняются либо какими-то совершенно дремучими катакомбниками, либо психически больными людьми; тут, с одной стороны, нет никаких перспектив развития, а, с другой, нет почти никакой реальной связи российского экзархата с матфеевским синодом в Афинах. потому значение этого фактора -- матфеевских российских приходов -- пренебрежимо мало.

 

у каллиникитов другое. они не опираются на дремучих катакомбников и не ограничиваются шизофрениками (хотя и у них без этого добра не обошлось). они стараются опираться на людей активных -- причем, естественно, таких, которые не нашли своего места в нашей РПАЦ  или даже вышли из нее. после США Россия стала вторым фронтом нашего сложного  взаимодействия с Каллиникитским синодом. в США всё было проще: там для всех синодов,  нашего в том числе (несмотря на историческое первенство Российской церкви на  Американском континенте), -- миссионерская территория, где, следовательно, возможны  территориальные пересечения епархий. но Россия -- другое, и это признают все: Россия -- территория разрушенной поместной церкви, которую можно и должно восстанавливать.

 

у некоторых в РПАЦ возникает беспокойство, не составят ли Каллиникиты нам конкуренцию в России, мешая нашим планам воссоздания поместной Российской церкви на основе РПАЦ. в  качестве одного из доводов приводится факт наличия у них вменяемых людей, некоторые из  которых (по крайней мере, одна женщина с роковым -- для любой истинно-православной  церковной организации -- именем Ольга :-) способны к серьезной дипломатической работе и прогнозированию ситуаций.

 

мне кажется, что всё иначе, и из многих причин я приведу только немногие -- те, которые мы должны учитывать в собственной работе. (даже если бы мы предоставили российских Каллиникитов их собственной судьбе, то и тогда они бы сами не потянули на поместную церковь -- не тот там народ; но не будем о народе, т.к. никто не собирается  предоставлять их своей судьбе: любой особенностью политического ландшафта необходимо  цинично воспользоваться).

 

Засим заверяю, что Каллиникиты -- истинно-православная церковь, вера которой одинаковая с нашей, и бытие в юрисдикции которых -- дело вполне хорошее. но они полезли в воду, не  зная броду; это слегка самонадеянно, и они -- ужЕ -- не послушались наших братских увещаваний (что и развязывает нам руки). не стоит по этому поводу лить слезы -- равно как не стоит и пытаться причинять вред их Синоду (т.е. вред в том смысле, в каком через это мог бы произойти вред для истинно-православной Церкви в целом), но стоит использовать их глупость ad majorem gloriam Dei.

 

итак, для чего российские Каллиникиты нужны нам:

 

1) и пока что главное: внутренние проблемы РПАЦ невозможно решать (включая их профилактику), не имея правильной дренажной системы вокруг РПАЦ, куда в крайности можно  было бы спускать нежелательные элементы из нашей среды, а, главным образом, которая перехватывала бы потенциальный нежелательный элемент, заодно и выявляя саму его нежелательность. наши надежды использовать для этой цели РПЦЗ(В) уже отошли в прошлое, т.к. эта организация оказалась еще более кретинской, чем мы ожидали: она не смогла обеспечить даже минимума собственной стабильности.

 

поскольку деятельность каллиникитов в России сводится к разговорам, они пока что всеядны к любой идеологии (т.к. никакая идеология их реально не обязывает ни к чему). значит, именно туда удобно слить все (т.к. им подойдут все) идеологии развития Российской церкви, альтернативные выбранной (теперь уже -- после ухода Мосса) в РПАЦ. в этом смысле мы только заинтересованы в их рекламе. их российская организация должна служить пакетиком силикагеля, оттягивающим влагу, от которой бывает гниение... при этом самих каллиникитов идеологическая всеядность не погубит, т.к. они все равно ничего реального --кроме сидения по квартирам -- делать не будут, так что у них просто не возникнет публичного пространства, где будут возможны столкновения между идеологиями.

 

2) в перспективе 5 лет: российские приходы каллиникитов, если их структура не развалится, должны стать неплохим инструментом для нашего вмешательства во внутренние дела этого синода -- с целью помочь объединению греческих старостильников. наподобие кочерги. мне кажется, что в ближайшие годы мы должны содействовать укреплению российской и французской структур их синода, т.к. наше знание "раскладов сил" в этих структурах всегда будет лучше, чем таковое знание в Афинах. эти структуры достаточно легко поддаются манипуляции с нашей стороны, что, при условии их достаточно развитой и достаточно жесткой связи с Афинским синодом, будет некоторым способом давления на сам этот синод.

 

поэтому я -- "за". за каллиникитский синод в России. мне кажется, что мы должны давать ему -- определенную -- информационную поддержку, обеспечивающую его правильное позиционирование и правильное наполнение людьми. в частности, наследство РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В), в основном, как мне кажется, нужно стараться сбывать в этот синод; по крайней мере, у нас теперь будет возможность выбора, а не необходимость тащить к себе в дом всё подряд.

 

 

из практических мер: хорошо бы "слить" каллиникитам идею прибрать к рукам архимфанасия Евчика (или как там его -- лидера РПЦЗ(Л) в Приморье). они могут не знать, что он весьма и весьма колеблется в своей верности Лаврскому синоду и давно уже ищет "путей исхода". главная заинтересованность (моя) здесь состоит в том, что при некоторой перетасовке кадров в Приморье и при контакте с хорошим православным богословием после затхлой РПЦЗ (а каллиникиты это обеспечат) там со временем могут выявиться по-настоящему перспективные лидеры -- уже не для Каллиникитов, а для нас. а Афанасий Евчик пусть остается каллиникитам.

 

кроме того, как мы уже решили (если кто не знает), именно Каллиникитский синод мы превращаем в полигон для отработки споров об имяславии в истинно-православной среде.

(Reply to this) (Parent) (Thread)