Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Информация о съезде иерархии и духовенства Синода ИПЦ Греции под
председательством Митр.Каллиника
Прим. ред.: напоминаем нашим читателям, что редакция «Романитаса» как целое не является официальным или неофициальным
органом какой-либо греческой или российской ИПЦ. Публикуемый ниже документ
любезно предоставлен редакции официальным российским представителем Синода
Митр.Каллиника.
***
Как сообщает официальный орган
Синода Церкви ИПХ Греции "Orthodoxon Paterikon Salpisma", 25
апреля/8 мая с.г. в монастыре Св. Троицы в афинском
пригороде Новые Лиосии состоялся съезд иерархии и
духовенства в составе 106-ти участников со всей Греции, а также из за границы
(России, Америки, Австралии, Франции, Болгарии и т.д.). Основная тема собрания:
"Прошлое, настоящее и будущее нашей священной борьбы". Рано утром
Преосвященным Макарием, епископом Петрским,
Экзархом Российских приходов Церкви ИПХ, была отслужена Божественная Литургия в
присутствии всех делегатов съезда. Затем, около 10 часов утра Высокопреосвященнейшим Председателем Священного Синода,
митрополитом Фтиотидским и Фавмакским
кир кир
Каллиником съезд был объявлен открытым.
В своей пространной речи на
открытии съезда Его Высокопреосвященство подчеркнул, что "созыв собраний и
духовенства для обсуждения и решения каких-либо важных вопросов представляет
собой древний и апостольский обычай, как о том повествует Святое Писание: Собрашася же Апостоли и старцы ведети о словеси сем, и тогда изволися Апостолом и старцем со всею
Церковию (Деян. 15:6-22,
славянским "старцы" здесь переведено греческое "presbyteroi"). Много раз в церковной истории мы видим
такие соборы, как, например, при Александре, патриархе Александрийском, когда
этот святой архипастырь спросил мнения пресвитеров и диаконов александрийских о
ересиархе Арии (прежде Первого Вселенского Собора), и
все они, сошедшись вместе, подписались под его низложением. Всего 33 пресвитера
и 29 диаконов (см. Деяния Вселенских Соборов, т.1, стр. 161-164)".
Отметив, что "в последние годы злая зима объяла святейшую нашу Церковь,
когда лютые, словно дикие звери,
люди взъярились, и мы, попущением вся
добре ведущаго Святаго Бога
нашего, оказались преданы тьмам искушений, с одной стороны - в наказание за
грехи наши, ибо не обратились достойно к деланию заповедей Божиих,
но ходили вслед лукавых своих помыслов, а с другой - по домостроительству Самого Вседержителя Бога, согласно Писанию: слышу в вас
распри сущия,
и часть некую верую: подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас (1 Кор. 11:
18-19) ", Первоиерарх сказал, что целью сего
собрания является "достижения наши проверить и подтвердить, а упущения -
найти и исправить". Затем Преосвященным епископом Петрским
Макарием был прочитан первый доклад на тему: "1973-2003.
30 лет церковной истории: испытания - пленение - избавление", вызвавший
наибольший интерес и оживленное обсуждение у всех участников. (К настоящему
времени он издан отдельной книгой.) Следом слово взял Преосвященнейший
митрополит Пирейский кир Нифон, выступив с докладом на тему: "Деятельность
конституционно-корпоративных епископов после разделения 1995 г." (имеется
в виду Синод архиеп. Хризостома, выпустивший Конституционную Хартию и сделавший свою
Церковь объектом секулярного права). В ходе последующего
обсуждения Его Преосвященство дал разъясняющие ответы на недоумения некоторых
клириков. Доклад митрополита Нифона, равно как и
прочих докладчиков, планируется опубликовать на страницах официального органа
Синода Митр.Каллиника "Orthodoxon Paterikon Salpisma". Следующий доклад,
прочитанный Преосвященнейшим митрополитом Месогейским кир Христофором
назывался "Работа в Церкви: отчет о деяниях Священного Синода в
период с 1995 г. и доныне". И, наконец, последний доклад был сделан Преосвященнейшим митрополитом Солунским
кир Евфимием на тему:
"Предложения касательно будущего нашей Священной Борьбы".
По окончании всех докладов последовало длительное обсуждение иерархами и клиром всего сказанного, из чего родились выводы, внесенные затем в Постановление, каковое и было подписано всеми участниками съезда в количестве ста шести человек.
Работа съезда завершилась речью Высокопреосвященнейшего Первоиерарха Церкви, в которой он поблагодарил всех собравшихся и, в особенности, организаторов - Преосвященных Христофора, Нифона и Макария, а также архимандрита Дионисия Каларгироса, Протосингела Священного Синода и ктитора и настоятеля Свято-Троицкого монастыря, под гостеприимным кровом которого проходило собрание. В конце своей речи митрополит Каллиник вознес благодарственную молитву человеколюбивому Богу нашему.
По общему свидетельству всех
участников братская атмосфера сердечности и взаимопонимания царила на съезде,
воспринятом с энтузиазмом и полным душевным удовлетворением всеми его
преосвященными и преподобными участниками.
Из "Заключения-Постановления
Всегреческого собора духовенства Церкви ИПХ Греции".
"ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО
ДУХА, ЕДИНОГО И ЕДИНСТВЕННОГО ТРИИПОСТАСНОГО БОГА. АМИНЬ.
Всегреческий Собор Духовенства
Святейшей Церкви Истинно-Православных Христиан Греции прошел по призыву честной
нашей иерархии 25 апреля/8 мая 2003 года : в
благотворительном учреждении нашей Церкви в Афинах во Имя Святой Троицы, в зале
заседаний во имя иже во святых упокоеваемого блаженного Первоиерарха
нашего, бывшего Флоринского митрополита кир Хризостома, егоже молитвы да
пребудут с нами. Главная тема собрания была: "Прошлое, настоящее и будущее
Священной Борьбы Истинного Православия".
Были прочитаны четыре доклада членов честной иерархии - епископов,
выводы из которых были должным образом обсуждены всем собравшимся на съезд
духовенством:.
На основании этих докладов, которые
касались, в основном, последнего тридцатилетия истории Истинного Православия, с
главным акцентом на факты, причины и последствия происшедшего в 1995 году
разделения в Священном Синоде Церкви, и после последовавшего обсуждения, вся
совокупность собрания пришла к следующим
выводам.
ВЫВОДЫ.
А.
1. С 1974 по 1985 годы и,
особенно, в 1979, святейшая Церковь ИПХ Греции попущением Божиим
подверглась страшным испытаниям от раздорнической и
раскольнической деятельности некоторых ее епископов и архимандритов (главную
роль среди коих играли митрополиты Солунский Хризостом (Киюсис), Аттический
Антоний, Коринфский Каллист, Ахайский
Каллиник, Пентапольский Каллиопий и Инойский Матфей) под
предлогом неправославного измышления
"чистки", копировавшей фарисейскую эпоху архиепископа Иеронима у новостильников,
дух которой лучше всего выражается фразой: несмь аз якоже сей мытарь (Лк.
18:11), и которая возродила надменность и братоненавидение
еретиков 4-го века - новатиан и кафаров.
Эта лжеименная "чистка"
скопировала у иеронимовцев несуществующее в Священных
Канонах обвинение-оговор в "неимении доброго свидетельства от
внешних", с целью изничтожения любого своего противника посредством
краткой процедуры.
2. Единственной целью
этого исключительного по своему возникновению и исполнению раскола Каллиста-Антония 1979 года был захват всей церковной власти
и управления для удовлетворения то ли своего любоначалия,
то ли иных не добрых планов, на что наводит мысль тот факт, что архитектором
раскола был их ближайший, с тех пор и поныне, сотрудник - известный новостильный богослов и юрист, признанный борец с Истинным
Православием. От них же привзошла в Церковь и
протестантская ересь секуляризации ("somateiopoiesews",
т.е. дословно "превращения-в-корпорацию")
Церкви. Они, организовавшись с 1979 г. с целью захвата власти в Церкви ИПХ
Греции в церковную корпорацию, тайно и фракционно
сохраняли ее во все последующие годы вплоть до 1995.
3. В 1985 г. многолетнее испытание вылилось
в пленение ими Священного Синода Церкви. Имевшее тогда место по крайней икономии принятие митрополитов Аттического, Ахайского, Пентапольского и Инойского вовсе без соблюдения каких-либо канонических
предписаний (действительного покаяния, хиротесии,
последних мест в диптихах и т.д.) признается антиканоническим,
выходящим за рамки всех правил и подлежащим отмене. В особенности же
неприемлемым является оно, как бывшее в нарушение предыдущего синодального
постановления от 1983 г., когда в отношении возвращавшихся митрополитов Магнезийского, Додеканисского и Эолийского были соблюдены канонические предписания.
4. Равно неканоничными и требующими отмены представляются и первые
синодальные решения 1985 г., коими уравниваются законные епископы с
раскольническими, канонические с неканоническими, каковые решения наши
канонические епископы по доброму своему расположению приняли, а неканонические
- с первой же минуты использовали для достижения своих первоначальных целей,
особенно же нераскаянная тройка - Ахайский-Пентапольский-Инойский.
5. Доказано также на
основании докладов, что низложение в 1985 г. покойного архиепископа Авксентия (которое наш Священный Синод еще в 1997 г.
отменил) было совершенно неканоничным и неправедным,
поскольку игравшая в нем главную роль вышеупомянутая тройка увлекла весь Синод в неисполнение
необходимых предписаний, относящихся к судопроизводству (парасинодальную
деятельность, недостаточность следственной работы, осуждение без канонического
вызова и т.д.), без которых не совершается законно никакая
судебно-следственная процедура даже и в светских судах.
6. Из этого следует, что возведение в
Архиепископы бывшего Солунского Хризостома
в 1986 г. было совершенно неканоническим, поскольку он занял кафедру неканонично изверженного архиепископа Авксентия.
Более того, Синод так никогда и не отменял посредством к.-л. соборного деяния
принятые против него меры запрещения, отрешения от кафедры и отлучения. И сам
он также никогда не являл ни малейшего покаяния за многолетнее свое
отступничество и отвержение Синода. Также неканонично
в избрании его участвовали одновременно два митрополита Солунских,
равно как и бывший вне Синода и православного исповедания епископ Петр Асторийский.
7. Неканоничный
архиепископ Хризостом более всех ответственен за
разделение Синода, поскольку он под различными предлогами не соблюдал своего
обещания перед Священным Синодом, что, став архиепископом, он, в течение
максимум одного года, перестанет вмешиваться в дела Солунской
митрополии и вообще Северной Греции в целом. В результате
большая часть наших северо-греческих братий оказалась
в состоянии постоянной апостасии из-за того, что
"архиепископ" вмешивался постоянно в дела всей этой области, как если
бы он был и епископом Северной Греции, совершая священнодействия, которые
Священными Канонами осуждаются, как изначально недействительные (см. 13 и 22
Прав. Антиохийского Соб.).
8. Захват и пленение
Синода вышеупомянутой тройкой епископов при содействии безответственного
архиепископа Хризостома достигли своего апогея в
затянувшемся деле Преосвященного Солунского кир Евфимия, против которого
составили настоящий судебный заговор по образцу <судов> тоталитарных
режимов, извращая лица и факты, попирая основные принципы судопроизводства и
священных канонов, такие как безукоризненность обвинителя, наличие
действительных свидетелей, оправдание обвиняемого, разностороннее и
непредвзятое испытание всех сторон, сообщение обвиняемому обвинительного
материала и то, чтобы судьями, обвинителями и истцами были разные лица; без соблюдения
каковых предпосылок даже самые злостные преступники не судятся никакими
церковными или гражданскими властями.
9. Неканонические действия архиепископа и
других трех привели их в июле 1995 г. к фактическому пренебрежению и
фальсификации волеизъявления синодального большинства, достигшему своего пика в
утаивании канонического обвинения со стороны вице-председателя Священного
Синода и других пяти архиереев (т.е. почти половины всего Синода) и фабрикации
и проталкивании иного обвинения каллиопиевского
изготовления. Продолжением подобной фракционной деятельности, произвольного
навязывания и захвата всей синодальной и церковной власти и папистскими
практиками управления Церковью для достижения своих давнишних любоначальных целей, они вызвали разделение
иерархии и раскол. Мы обязаны благодарностью тем доблестным архиереям,
которые провозгласили архиепископа и нераскаянную тройку сущими
вне общения, избавив тем самым Церковь от дальнейших перипетий нечестия. Необщение с этими фракционистами
диктуется Священными Канонами: 31-м Апостольским, 6-м
VII-го Вселенского Собора, 84-м Карфагенско!
го и иными подобными.
10. Последующий курс обеих сторон, равно как и
церковная история свидетельствует о правильности или неправильности выбора,
расположении и исповедании обеих. Честная наша иерархия своим православным
исповеданием, последовательной и рассудительной деятельностью и готовностью к
переговорам и прощению доказала, что на ней
почивает Дух Божий. Неотступное следование слову
истины в деле отпавших от правого исповедания епископов в Америке, осуждение
Конституционной Хартии, церковной корпорации и неправославной
проповеди, особое попечение о пастырском и опровержительном
противостоянии и обличении экуменизма, основанное на Священных Канонах исследование и пересмотр многих затянувшихся
церковных дел, приблизили нашу честную иерархию к идеалам древних Соборов с их
высоким авторитетом и ответственностью, что подтверждается и вознаграждается
возвращением в Церковь многих и многих братий во
Христе, освященных лиц всех степеней и благочестивых мирян внутри и вовне
благословенной Греци!
и к славе Божией.
11. В противоположность этому, иже с
архиепископом фракционеры доказали всю глубину своей неправоты непрерывной и
прискорбной цепью антиправославных и антиканонических деяний. Конвейер
достойных суда низложений без суда и следствия, Конституционная Хартия,
отозванная против их воли в результате борьбы многих, основание второй
церковной корпорации протестантского типа, возглавляющейся теми же лицами, что
и первая в 1979 году, проповедь некоторых нечестивых учений, возрождение новоновацианско-иеронимского фарисейского духа, скандальное
покрытие фило-экуменистических клириков (Павла Стратигеаса и Авраама Цимирикаса),
безжалостная и братоненавистническая клеветническая кампания - устно и
письменно - против всякого противостоящего им, настойчивый отказ даже от
простого диалога в ответ на многократные устные и письменные предложения
взаимного обсуждения со стороны нашей иерархии, массовые хиротонии честолюбивых
юношей в епископы и проч., ясно показывают, что "хризостомовцы"
уд!
аляются от преданий
Церкви и от православной экклезиологии, ходя по
человеку, а не по Богу, чуждые истинного православия и праводелания
(ортодоксии и ортопраксии).
12. В особенности же их упорное и нераскаянное
коснение в ереси "церковно-корпоративности"
(секуляризации) после целых пяти лет непрерывных обличений и просьб, дабы они
восстали и исправились, несомненно свидетельствует об
оставлении их Богом, падении и крушении в вере, в том, что касается
секуляризации Церкви, которая превращает <архиепископа> их в председателя
религиозной корпорации, достоплачевный же синод их в
обычный Совет правления данной корпорации.
Вследствие всех
вышеупомянутых выводов, весь состав Всегреческого Собрания Духовенства велегласно провозглашает свое глубокое сознание и твердое
убеждение, что всечестная иерархия наша является по
благодати Божией единственной канонически и
догматически правильной Церковной Властью, администрацией и объединением
Истинно-Православных Христиан Греции, как естественное и непрерывное
продолжение сущей на территории Греции Единой, Святой, Соборной и Апостольской
Церкви Христовой.
Вместе с тем мы
признаем православными и некоторых братий, которые по
человеческим недоразумениям не находятся на настоящий момент в церковном
общении с нами, как, например, митрополита Ларисского
кир Афанасия, старца архимандрита Хризостома
на Спетсах с сущими с ними, почему и стремимся к
восстановлению такового общения со всеми ими.
Принимая же во внимание
А) известную нераскаянность
епископов хризостомовской церковной корпорации за их
старые и новые преступления;
Б) отеческие изречения и аксиомы:
"Все дурно рассужденное и постановленное ни
Каноном, ни законом, ни временем или обычаем не утверждается" (Предисловие
ко Священным Канонам в "Пидалионе"),
"все в нарушение канонов бывшее не только недействительно, но и как несвященное и мерзкое презирается и отметается" (конец
1-ой книги Святого Досифея Иерусалимского);
В) несомненный факт, что некое
беззаконие затянувшись не перестает быть беззаконием,
а бывшее в течение некоторого времени - либо по икономии
и с осторожностью, либо даже и по заблуждению - общение между каноническими и
неканоническими епископами никакой презумпции каноничности не придает
нераскаявшимся неканоничным; и
Г) власть от Бога каждого
православного и канонично созванного Собора к исправлению всякого нарушения и антиканоничности, хотя бы они и были допущены по икономии, но оказались, однако, вредными для Церкви,
всецелый состав Всегреческого
Собрания Духовенства, после тщательного рассмотрения, согласно считает, что всечестная наша иерархия может и имеет право к пользе и
процветанию Священной Борьбы Православия принять следующие решения.
Б. ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Определенное и недвусмысленное осуждение
церковной корпорации "хризостомовцев" как протестанствующих церквеборных
раскольников-обновленцев на основании и соответствующей церковной Энциклики под
є155/S28 от 22 декабря 1998 г..
2. Определенное прекращение на протяжении
восьми лет длившихся шагов к примирению с ними, за исключением того случая,
если они сами, одумавшись, попросят о диалоге.
3. Отмена неканонического признания в
архиерейском сане в 1985 году если не всей фракционерской
и нераскаянной тройки Ахайский-Пентапольский-Инойский,
то по крайней мере остающегося еще в живых Каллиника Ахайского, и
подтверждение совершенно канонического низложения его Синодом в 1979 г..
4. Непредвзятое и справедливое расследование
доселе неразрешенного дела Преосвященного Солунского кир Евфимия, с последующим
опубликованием окончательного приговора суда и всех тех нарушений
необходимых правил судопроизводства, посредством коих и был составлен против
него судебный заговор, для осведомления всех верных.
5. Избрание каноническим голосованием
архиереев в Архиепископы святейшей нашей Церкви мужа известной добродетели,
динамичного, несвоекорыстного, отлично сведущего в церковных и богословских
вопросах, дабы он предводительствовал всей Священной за Православие борьбой и
для повышения сознания обуреваемых верных чад Церкви, особенно в лукавые и
трудные времена сии:"
Собрание приняло также ряд других
предложений, касающихся повседневной жизни Церкви и закончило свое
"Заключение-постановление" призывом верных "к пробуждению,
покаянию и молитве, дабы Человеколюбец Бог, попустивший нам по неизследимым Его Советам прейти толикие
церковные искушения, призрел милостивным оком на
достояние Свое, и даровал бы нам за дни в няже смирихомся зело во многих
лютых, дни прохлады и церковного мира и преуспеяния по Богу, ко
славе Его и благоустроению Святыя
Его Церкви. Аминь".
Этот документ был подписан
двенадцатью иерархами и девяносто четырьмя клириками черного и белого
духовенства.