Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

 

Зарубежная и Российская Церкви: текущее положение и взаимные претензии.

 

 

 

РПЦЗ Митрополита Виталия организовала на территории стран СНГ 10 благочиний, предоставила список 54 клириков и монашествующим РПЦЗ (В) в странах СНГ и приняла в сущем сане двух клириков, лишенных сана в РПАЦ. Череда событий весьма не ординарных. В около церковной  среде, обслуживающей ныне информационное представительство РПАЦ,  де-факто являющейся подобием «ОВЦС» РПАЦ и с завидной регулярностью предлагающей РПАЦ "покровительство" различных  сомнительных государственных и не государственных структур, организаций и лиц,  факт принятия этих бывших клириков был расценен как "не дружественный", "способный вызвать осложнение диалога". Кроме того, как регулярно подчеркивают эти лица, РПЦЗ (В) не имеет достаточных канонических оснований на самостоятельную политику в России, но ей, напротив, необходимо стремиться вести в России диалог с РПАЦ.

 

Имеют ли подобные претензии под собою основание? Вероятно, да. Нынешний Первоиерарх РПЦЗ(В) является ответственным за неканоническое осуждении российских преосвященных, за дезавуацию смысла анафемы на экуменизм и еще за многие прегрешения  против Церкви. Однако, осуждение российских преосвященных состоялось ввиду беспрецедентного давления на Митриталия тех, с кем он, наконец, нашел мужество порвать, и Митр.Виталий недавно издал Указ, снимающий все несправедливые вынужденные прещения периода борьбы с ересью (впрочем, поскольку имена не названы, Указ можно толковать по-разному). Кроме того Синод Митриталий порвал общение с Синодом Митр.Киприана с его скрытым экуменизмом, и не просто «волевым актом», а через грамотное и внятное указание вероучительных причин.  Выпустил определение, в котором ясно и недвусмысленно назвал Московскую Патриархию лже церковью и, не смотря на постоянное преследование со стороны Синода Митравра и общую дезорганизацию периода смуты, которая, похоже, подходит к концу,  ведет  спокойную, размеренную, уверенную созидательную церковную деятельность. Можно сказать, что Митриталий через все эти действия уже покаялся в прегрешениях против Православия, на которые ему указывали истинно-православные по всему миру. Тяжестью гонений и беспрецедентного давления на себя лично уже оплатил все многочисленные прегрешения. Последние Постановления весьма и разумны, и Православны, и чутки.

 

Обратимся вновь к текущему моменту отношений РПЦЗ (В) и РПАЦ. Действительно, факт принятия лишенных сана в РПАЦ клириков, если он имеет под собой не только прагматический, но и политический смысл, ясно, тем не менее, указует на соответствующее отношение РПЦЗ (В) к Российской Церкви. Однако, зададимся вопросом: не является ли он откликом на наши собственные действия?

 

Характер публичного проявления позиции таков, что коллектив нашего альманаха имеет, естественно, постоянные дружественные информационные контакты с активными чадами РПЦЗ (В) и мы можем утверждать, что и они внимательнейшим образом наблюдают ныне за Российской Церковью. В последнее время, после отделения Синода Митриталия от исповедующих Московскую Патриархию Церковью еретиков и осуждения киприанизма, это взаимопонимание между нами все более углубляется. Регулярная, хотя и имеющая перерывы связь с Мансонвилем позволяет нам говорить о современных (подчеркнем еще раз: современных) не официальных претензиях, имеющихся со стороны РПЦЗ (В) к Российской Церкви. Данные претензии не раз высказывались в дружественной переписке авторам и постоянным участникам Сервера "Романитас". Настолько регулярно, что о них можно говорить как об определенном настроении, которому подвержена и иерархия РПЦЗ(В) и мы, наконец, ради укрепления взаимного понимания, решились на их публикацию. Тем более что нам нечего на них ответить и самим и все эти сомнения мы, в общем, разделяем. Вот они.

 

 

1. Ряд известных "суздальских идеологов", которых Ваш Первоиерарх называет «столпами Православия»,  проповедуют необходимость позитивного отношения к коммунистическим свершениям, в частности к победе в ВОВ, меж тем как ни в традициях Катакомбной Церкви, ни в традициях Зарубежной Церкви ничего подобного никогда не наблюдалось (что касается Зарубежной Церкви, то ее чада в массовом порядке даже воевали на противоположной стороне в этом конфликте, против власти коллективного советского антихриста)

 

2.Эти же идеологи активно ищут "господдержку" в нынешней постсоветской России, меж тем как для Церкви-в-Изгнании, как атрибутирует себя ныне РПЦЗ (В), такое стремление вовсе не свойственно: напротив, оно свойственно не дружественному по отношению к РПЦЗ (В) Синоду Митрополита Лавра. Поддержка всегда обоюдна, так как предполагает зависимость, которая Церкви в Изгнании совершенно не нужна.

 

3. Ряд известных "суздальских идеологов" (уже более трех)  широко проповедуют греховность брака, чего в традиционалистской и крепкой преемством РПЦЗ, наследующей лучшему в традициях Синодальной Церкви, никогда не было свойственно, и выглядит в общем пугающе. Ряд данных "идеологов" так же распространяет еретические имяславческие идеи, с которыми боролся основатель РПЦЗ, Митрополит Антоний (Храповицкий), и от которых имели многие неприятности Катакомбная Российская Церковь. На лицо - факт НЕОСУЖДАЕМОЙ В РПАЦ, по крайней мере, не имеющей канонических форм осуждения ереси, а носители ереси, вместо покаяния в распространении оной или осуждения их со стороны иерархии, выступают от лица РПАЦ на различных внешне церковных мероприятиях. Иерархия регулярно выносит им публичные благодарности.

 

4. Ряд данных идеологов так же сообщают о том, что именно РПАЦ, ввиду наличия у нее "господдержки", должна возглавить процесс объединения истинно-православных юрисдикций, вплоть до объединения их с помощью внешней, мирской силы(!). Мотивируется это тем, что так происходило в Византии. Однако, сейчас иные времена. Природа нынешней власти, что в России, что в иных странах современного мiра, не вызывает ни у кого в РПЦЗ (В) никаких сомнений.

 

5. И, конечно, антихристианство пост советской интеллигенции, принятой без покаяния в ее многоразличных духовных грехах в Церковь, вследствии чего они продолжаются уже на новой почве и в новой среде. Экзотические культы сатанинской «рок-музыки» (в Церкви!), воспевание шестидесятнических мистических и квазирелигиозных поэтических экзерцисов (там же), ложные научные «патрологические» теории, противоречащие учению Церкви (с атрибуциями принадлежности к клиру) и  прочие позднесоветские артефакты, к которым в не имеющей сего разлагающего советско-интеллигентского духа консервативной части Зарубежной Церкви  просто не готовы.

 

 

Для достижения чаемого всеми Православными  в РПЦЗ и РПАЦ общения, которое будет иметь, возможно, в будущем, предпосылки для созыва Российского Собора с равным представительством и восстановления на Соборе Поместной Российской Церкви, необходимо выполнить ряд условий. Объединение или признание, напротив, не возможно, если фактором объединения становится не стремление к Православию, но свальный грех. «Не понимание» ведет к перерукоположениям клириков, недоброжелательству, беспочвенным претензиям на чье-то «лидерство» в процессе объединения, претензиям на «лучшую» каноничность. К соперничеству, а  не созиданию.

 

 

Можно сказать, что от Российской и Зарубежной Церкви требуется взаимное покаяние в череде административных нарушений и не этических действий друг в отношении друга, а так же в приведении Православного исповедания и социальной миссионерской позиции к общей истинно православной мере.  Тут могут возразить, что Епископы Российской Церкви не исповедуют ереси, а в России, напротив, при желании можно усмотреть множество элементов не вполне православных учений в проповеди клириков РПЦЗ (В).  Однако, российские клирики РПЦЗ (В) весьма далеки от Епископов РПЦЗ (В), и те часто просто не имеют возможности следить за процессами в России, в то время как проповедники соборно осужденных ересей в РПАЦ находятся в прямой видимости у Епископата РПАЦ, широко вещают от имени РПАЦ и обслуживают ее информационное представительство. Мера, ответственности Православного Епископата за (простите, другого слова не подобрать) беснования своих клириков и проповедь лжеучений,  соответственно, различна.

 

Необходимо говорить правду, и по существу. РПЦЗ(В) в своей вероисповедной позиции, выразившейся в череде последних церковных устроений,  ныне значительно лучше  РПАЦ, что, конечно, ни в коей мере не оправдывает принятия в «сущем сане» лишенных за административные и иные нарушения клириков РПАЦ, равно как ни в коей мере не является для членов РПАЦ основанием для «перехода». Более того: является основанием для сосредоточения на многолетней, планомерной и последовательной борьбе с ересью и «духовным» наследием коммунистическо-народнической поры. Этот факт, как, впрочем, ясно всем истинно-православным, возможно исправить не столько этой борьбой, которая, конечно, обязана вестись всеми истинно-православными христианами вне зависимости от надежды на результат,  сколько решительными мерами Епископата РПАЦ, которые, безусловно,  отзовутся благотворно на процессе восстановления общения и, в дальнейшем, через проведение Всероссийского Собора, на обретение полного административного церковного единства.

 

Зарубежная Церковь является основой всех хиротоний РПАЦ. Духовно же РПАЦ преемствует как Зарубежной Церкви, так и Церкви Катакомбной, которая, в лице  Высокопреосвященнейшего Архиепископа Серафима и других Епископов-катакомбников РПАЦ,  смотрит на ситуацию в РПАЦ теми же глазами, что и консервативная часть Зарубежной Церкви, хотя и находится с РПАЦ, в отличии от РПЦЗ, в полном евхаристическом и административном общении.

 

Таким образом в Православии обретается понимание и единство обоих частей Русской Истинно Православной Церкви, закрепить которое необходимо на уровне соборных решений против не православия  внутреннего (наследия прискорбного инерционного «церковного» сергианства некоторых членов РПАЦ, перешедших из Патриархии, и светские интеллигентские «духовные» лжеучения) и внешнего.  Которые,    в свою очередь, обеспечат в дальнейшем полноту церковного единства. И консервативная Зарубежная Церковь, и Катакомбная  часть Российской Церкви уже  вероисповедно едины, как, собственно, были едины всегда. Им остается лишь через данное вероисповедное единство реализовать объединение, исключающее не православие и позволяющее возвысить в  пронзительной чистоте Слово Господне, столп и утверждение Истины.

 

Итак, внутренняя, глубинная составляющая взаимоотношений РПАЦ и РПЦЗ проходит вовсе не по формальной внешней оси  РПЦЗ – РПАЦ, как может показаться на первый взгляд. Реально две силы, ищущие взаимопонимания, можно обозначить следующим образом

 

1.РПЦЗ + Катакомбная Церковь (входящая значительной частью в РПАЦ) +  Никогда не бывшие в Патриархии и не зараженные ее мертвящим духом,  вновь принятые из мира, от протестантов, буддистов или католиков лица (которые в общем и целом часто оказываются, как следует из практики,  удивительном образом православнее некоторых бывших многолетних клириков и мирян РПЦ МП.  Это,  конечно, не правило: среди бывших клириков  РПЦ МП  есть, тем не менее,  замечательные, совестливые и ищущие Бога люди)

 

2. И, тем не менее, в качестве иной силы мы вынуждены обозначить выражающие в статистически заметных количествах несколько «альтернативную» линию поведения (практически по всей группе вопросов)  бывших чад РПЦ МП.

 

 И именно последние являются, увы (часто вопреки своей разумной воле и стремления к покаянию), не смотря на условность и схематизм данного представления, тормозом объединения и взаимопонимания всей Российской Церкви в целом. И источником «альтернативных» по отношению к Церкви типов поведения, учений и  идей (тем радостнее видеть среди них и обратное)

 

Можно сказать и иначе. Сказать так, как учит о дне грядущем один замечательный и весьма уважаемый клирик РПАЦ. «РПЦЗ (В) только что сбросила с себя балласт не Православия, кровью и плотью отторжения оплатив Истину.  Возможно, если покаяния в не православии его прямых носителей не произойдет, эта же процедура отсечения предстоит и РПАЦ».  И именно тогда состоится истинное воссоединение на Соборе свободной Российской Церкви, а все не нужное, подобно Синоду Митравра,  недавно приглашенному на высокий кремлевский банкет,  займет при Патриархии и Президенте Путине с его консолидирующими общественными институциями, методом «научного патриотизма» и «здоровым административным ресурсом», подобающее ему почетное место. Место «традиционалистского» департамента РПЦ МП, обслуживающего интересы элиты «нового дворянства»,  с родословной из духовных катакомб советской интеллигенции,  взрощенных на  «альтернативных»,  «антисоветских» дотациях мудрых и предусмотрительных чиновников империи зла.

 

Все же православные христиане смогут, наконец, вздохнуть с облегчением. На какое-то время, конечно, которое нашей простой и пронзительно-твердой миссии  в мiре сем пока еще отведено. Новые чистые сердцем верующие люди придут в лишенную правительственного и общественного лоска,  объединенную Российскую Истинную Церковь,  которую мiр,  которому уже было проповедовано и который, тем не менее, отступил от Христа,  непременно будет рассматривать как секту,  а  неверующие останутся в той,  которая обещает респектабельность, гарантию от гонений, от подозрений внешних в «сектантстве»  (чего они, похоже, боятся более всего), положение и власть. И, быть может, на какой-то короткий срок, если верующих будет прибывать в Церковь в достаточном числе, если в России откроется дорога к покаянию, может и возродится Православная Государственность, но уж точно не из среды современного «нового дворянства» и его «номинальных и малополезных» и «альтернативных и весьма удобоуклонных  к  общественной  пользе»,  рассчитанных на социальных «компьютерах» ФЕПа   «православных церквей».

 

 

«Романитас»