Редакция Православного альманаха
«Романитас»

 

Рождественское послание Священного Синода Церкви ИПХ Греции
под председательством Митраллиника

 

 

ЦЕРКОВЬ И.П.Х. ГРЕЦИИ

СВЯЩЕННЫЙ СИНОД

Протокол № 334/Г100                                                  Афины, Рождество Христово 2003

 

СИНОДАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛИКА

Всей христоименитой полноте нашей святейшей Христовой Церкви в Греции и заграницей.         

Чада о Господе возлюбленная, "Христос раждается, славите. Христос с небесрящите".

            Настал, о, любопраздственный лик православных, светоявленный и всерадостный праздник божественного Рождества Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. "Имеяй престол небо и подножие землю" рождается в убогом вертепе. "Иже в началех землю основавый" рождается от Отроковицы Матери. "Сияние славы Отчей" полагается в яслех бессловесных скотов. "Воспеваемый от Херувим" волею приемлет нищету "яко да мы Его нищетою обогатимся". Бессмертный становится смертным; Владыка - рабом; Господь - служащим.

            О, Промысел божественной любви и благостыни! О, милость благоутробия и человеколюбивое Божие домостроительство! Какое еще практическое доказательство может изъяснить таковое снисхождение? Как уразуметь снисхождение? Вотще взыщет кто смысла сего снисхождения у человеков! Величайшее и несравненное снисхождение соверщил Тот, Кто волею и во исполнение священной и великой цели спасения человечества претерпел умаление до человека. Великий и Превеличайший Бог приемлет малость; богатый и всех обогащающий - нищету. Обладающий неизреченной славой приемлет бесчестие и оскорбления. Царь всей твари лишается славы и величия. Праведный, или лучше сказать - Самоправедность, безропотно терпит неправду и неблагодарность. Так истолковываемое слово "снисхождение" не может быть приложимо ни к кому иному, кроме как к одному лишь Спасителю нашему, Иисусу Христу, Коего божественное снисхождение, явленное нашего ради спасения, начинаясь в Вифлееме простирается до Голгофы. От яслей и до Креста; от пелен до тернового венца; от прохладного вертепа до леденящего гроба, дабы во славе воскреснуть яко Бог и вознестися на небеса, откуда и снисшел.

            Посему снисхождением в действительном смысле этого слова считается лишь Божие вочеловечение. И это потому, что сколько бы не смирялся человек, сколько бы, будучи сильным и славным, ни снисходил ради любви и сострадания к подобным себе человекам, он, конечно, будет исполнять священную заповедь о человеколюбии, но, однако, не совершит крайнего снисхождения, поскольку пребудет в собственном своем естестве.  А Сын и Слово Божие Своим вочеловечением соединил неслитно со Своим божественным естеством нашу природу, приял плоть, родился, пострадал и умер как человек, соделав все сие, дабы нас освободить от  рабства, избавить от смерти, соделать нас по благодати сынами Божиими и наследниками божественного Своего Царствия и блаженства.

            Этот непостижимый по глубине и величию, возлюбленные о Господе чада, божественный дар нам  поистине никакая мысль и никакой мудрый разум не могут изъяснить, поскольку это "сокровенное таинство и ангелом неведомое", однако, по данной нам благодати, мы можем ощутить благодеяние Божие к нам и одновременно - из него проистекающее учение.

            Посему начало явленного нам крайнего снисхождения Божия, которое мы сподобились праздновать и в этом году, не должно оставлять нас безучастными зрителями сего события да не по-мiрски будем пользоваться им как поводом к вкушению мiрских и тленных удовольствий. Мы, познавшие достоинство сего всеславного праздника, не станем плыть по течению погони за приобретениями и наслаждениями, коим намеренно пытаются затопить нашу жизнь силы тьмы, дабы люди остались без правильного и полезного для них направления, вдали от первоначальной цели своего бытия, не помнящими божественных благодеяний и непричастными спасительного упования. Но, исполнившись источающейся из богоприемного вертепа божественной благодати, да принесем свою любовь, свою ласку и приветливость к нашему ближнему, а также - посредством добродетельного по силам нашим жития - и к снисшедшему к нам Богу. Приношение сие, хотя и бедное и убогое по сравнению с даром Божиим, может нас сделать причастниками великого сего праздника, верными его значению и благодарными  за благодеяние снисхождения Божия.

            Приидите убо, вожделенные чада, "возведемся божественне, и видим схождение божественное свыше, в Вифлееме к нам явленне, и умом очистившеся житие принесем добродетели, вместо мvра предуготовляюще верно рождественныя входы, от душевных сокровищ зовуще: в вышних слава Богу, сущему в Троице". За сим шлем Вам заветные наши пожелания, дабы вы провели святые праздники духовно и радостно, и чтобы наступающий новый 2004 год стал бы для вас изобилующим спасительными плодами.

СВЯЩЕННЫЙ СИНОД

+  Фтиотидский и Фавмакский Каллиник, председатель.

+  Фессалоникийский Евфимий.

+ Ахарнский и Ново-Ионийский Афанасий.

+ Месогейский и Островов Христофор.

+ Галльский Филарет.

+ Пирейский Нифон.

+ Критский Арефа.

+ Петрский Макарий.

+ Филиппский Амвросий.

+ Тарсский Виссарион.

+ архимандрит Дионисий, протосингел.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перевод с греческого архимандрита Нектария, экпросопа Священного Синода в России.