Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Новые канонические прещения в Российской
Православной Автономной Церкви
Митрополит Валентин Суздальский
продолжает накладывать канонические прещения, стремясь вывести из под церковных
обвинений клирика РПАЦ иером.Григория(Лурье)
Представители
редакции журнала «Вертоград» синхронно с представителями редакции альманаха «Романитас» получили ряд официальных и
неофициальных указов и «увещаний» от высшей Церковной Власти. Комментарии на
эти события содержатся в данной короткой статье. Ранее мы не могли принять
решение о возможности публикации комментариев к этим материалам, но ныне,
похоже, дело приобретает все более официальный
оборот и становится из подспудного и не комментируемого церковного процесса
фактором церковной политики. А раз так – наши комментарии на данные процессы
становятся необходимы.
Синодальная
Канцелярия РПАЦ в лице «Референта» Первоиерарха иером.Феофана (Арескина) и
лично Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина рассылает по Церкви
«Указы об отлучении от Причастия», «Предупреждения» о возможном отлучении от
Причастия, а так же «Предупреждения» о возможном отлучении от Церкви в адрес
противников еретического (модернистского и сергианского) кружка вокруг Портала
Кредо.Ру и журнала Вертоградъ. Так,
«предупреждены» несколько членов московской и
гатчинско-санкт-петербугской общин РПАЦ. Угрозы о возможном отлучении от
Причастия прозвучали так же на Заседании Синода
РПАЦ в адрес историка Церкви и члена английской общины РПАЦ чтеца Владимира Мосса., как
ранее они звучали из уст Первоиерарха в адрес члена гилфордской общины
Александра Онищенко. В Москве от Причастия отлучен редактор
нашего альманаха, а недавно ему пришло предупреждение о возможном скором
отлучении и от Церкви. Предупрежден в официальном порядке о возможности скорого
отлучения от Причастия и от Церкви старейший член московской общины РПАЦ Илья
Григорьев. Подвергнут «предупредительному» прещению редактор сервера анти
патриархийной направленности, один из авторов Обращения группы мирян к
Синоду РПАЦ по поводу «Общественной
Декларации» Первоиерарха Владимир Измайлов. Общение с Натальей Дмитриевной
Недашковской, членом Совета Санкт-Петербургского духовного училища РПАЦ,
негласно строжайше запрещено, а некоторые согласные с ее позицией люди в
Санкт-Петербурге также получили письма с «предупреждениями» об их возможном
скором «отпадении от Церкви».
Такой
размах гласных и негласных, официальных и неофициальных репрессий против
церковной оппозиции ереси, двусмысленности и политиканству в лице курса
иером.Григория (Лурье) и Синода РПАЦ (навязанного в посл. время Синоду группой
иером.Григория), вызывает у неосведомленной части Церкви, особенно катакомбной,
все больше вопросов. Как сообщают наши корреспонденты, стремясь компенсировать
подобное странное положение, когда осуждаются не пропагандисты ереси, нечестия
и политических спекуляций, а их оппоненты, Первоиерарх принял решение… отлучить
от Причастия одну из учениц иером.Григория (Лурье), Татьяну Сенину, модератора
«Неофициального Форума РПАЦ». Официальный Указ о ее отлучении от Причастия разослан
по Церкви и подается как «адекватная мера» в противовес широким «церковным» репрессиям
против православных.
Татьяна
Сенина известна в Российской Церкви трудами на пользу Божией Церкви. Она
является автором службы святителю Филарету, у нее есть ряд других интересных и
важных работ. Не смотря на то, что Татьяна Сенина единомысленна с
иером.Григорием (Лурье) по многим вопросам (в частности, по вопросу имябожия),
она совершенно не замешана в сергианском курсе гг.Солдатова и Холмогорова, а
так же, собственно, самого иером.Григория (Лурье). Недавно Татьяна высказала
свое несогласие с проправительственной позицией своего учителя, отца Григория
(Лурье) о необходимости для России «перманентной войны в Чечне», «способной
повернуть Россию к Православию», озвученной им в статье на Портале Кредо.Ру и
ряде других публикаций, а в отношении политических идей и инициатив
г.Холмогорова она высказывается негативно, хотя и не публично, уже достаточно давно.
В
Указе об отлучении говорится о том, что Татьяна Сенина подвергнута прещению
за «издание брошюры» с пропагандой
имябожия, вызвавшей широкое возмущение в церковной среде. Этот Указ умалчивает,
однако, то обстоятельство, что Татьяна Сенина физически не способна «издать
брошюру» в одиночку. Во-первых, готовясь к монашеству, она известна тем, что
на все свои действия, даже и много меньшего порядка, она испрашивает благословение
у своего духовника, иером.Григория (Лурье). Во-вторых, в данной брошюре она
не говорит ничего нового по сравнению с тем, что говорит в многочисленных
публичных статьях, комментариях, а так же в храме на проповедях и в частных духовных
беседах ее учитель, иеромонах Григорий (Лурье). В третьих, сама структура
книгопечатания в Санкт-Петербурге осуществляется с непосредственного благословения
настоятеля, не говоря уже про систему распространение. В распространении данной
брошюры замечены члены редсовета журнала Вертоградъ и «Референт» Митрополита,
«покаявшийся» лишь формально (как видно из его писем и из сообщений Архиеп.Серафима)
имябожник иером.Феофан (Арескин). Главным вдохновителем Татьяны является ее
духовный отец, иером Григорий, а также его бессменный секретарь Ольга Митренина,
которые просто используют талант и искренность Татьяны как «таран» для пропаганды
собственных модернистских, еретических и необновленческих идей. Первоиерарху
об этом прекрасно известно. Отлучение от Причастия Татьяны Сениной, при сохранении
в возможности священнодействия иером.Григория (Лурье), является мерой весьма
двусмысленной. Меж тем Татьяна, как человек искренний и соблазненный, не несет
той меры ответственности и вины, которая лежит на ее духовнике. Таким образом
отлучение это – политический ход Первоиерарха РПАЦ, необходимый ему для «баланса»,
выгораживания спонсора его
физического «спасения» от тюрьмы иеромонаха Григория (Лурье) и оправдания
собственных репрессий против Православных. Никакого духовного смысла, кроме
прискорбной невозможности для Первоиерарха собственного покаяния в длительном
покрывательстве богохульств и ереси, невозможности покаяния в собственноручно
им написанной «Общественной Декларации» с сильнейшим сергианским уклоном,
«сохранения лица» и сохранения функционирования неосергианской и государственно-экуменической
структуры вокруг Портала Кредо.Ру и журнала Вертоград, в данной мере по определению нет.
Полтора
месяца назад, уже после отлучения от Причастия, Первоиерарх обращался к редактору
нашего альманаха с «вопросом»: что делать с журналом Вертоградъ ввиду занятости
его главного редактора Александра Солдатова в новом проекте «Кредо.Ру»? Может
быть, спрашивал почему-то именно редактора «Романитаса» Первоиерарх,
порекомендовать коллективу ж-ла Вдъ назначить редактором журнала Вдъ Ольгу
Митренину? Наш ответ Первоиерарху был весьма прост – это было бы лукавым
решением. Честным решением, если речь идет о назначении редактором послушницы
отца Григория Ольги Митрениной, было бы
назначить редактором сразу самого иером.Григория (Лурье). В той же беседе от
Первоиерарха прозвучала мысль о том, что Татьяна Сенина может быть отлучена.
Наш ответ: “Эта мера так же является лукавой. Подвергнут каноническому прещению
должен быть руководитель, инициатор, главный пропагандист и виновник, а не
жертва». Сейчас, когда произошло то, что
произошло, мы вынуждены сказать об этом открыто.
Все,
что ни делается в Церкви в последнее время, служит единственно цели выгораживания
богохульника и еретика,
выведения из под обвинений костяка его неосергианской группы, ведущей сергианско-экуменический
«диалог» с правительственными структурами о прекращении преследования Первоиерарха
РПАЦ, а также самого покрывающего его и зависимого от него Первоиерарха. И,
естественно, что все эти действия не могут не быть в глазах верующих людей абсолютно искусственны
и неадекватны. Мы не исключаем, что ныне, когда информация об отлучении от
причастия Татьяны Сениной станет известной, она и сама выступит, подобно о.Григорию,
с «покаянием» в «публичной проповеди Веры Соборов
и Отцов», равно как и заявит, выгораживая своего учителя, о том, что к изданию брошюры причастна лишь она
одна. Однако мы, со своей стороны, вновь
и вновь вынуждены заявить о том, что подобная оценка совершенно не соответствует
истинному положению вещей и не может
быть принята. Как не может быть принято и сюрреалистическое,
беспрецедентное с канонической точки зрения
и унизительное для кающихся и внимающих «покаяние» в публичной проповеди «Веры Соборов
и Отцов».
Для
исправления внутри церковной ситуации покаяние может быть ныне только одно.
Покаяние в падении в Вере и в репрессиях против православных в период судебного преследования. Покаяние
за вынужденное, а потому отчасти простительное отступление. Покаяние, с которого
в Церкви начинается все. Покаяние самого Первоиерарха.
20.11.2002 г. «Романитас»