Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Политика и церковность
Последние события в Государственной Думе в связи с ситуацией вокруг
фракции КПРФ, отозвались на полемике в Истинной Церкви вокруг т.н. «государственного вопроса».
Коллектив нашего альманаха никогда не стремился к тому, чтобы освещать мирские политические процессы, сосредотачиваясь лишь на процессах церковных. Тем не менее, политические процессы оказывают ныне значительное влияние и на ситуацию в Церкви, в которой сложилась группа, постоянно занимающаяся текущей политической коньюктурой и выступающая с политически ангажированными декларациями. Использующая внешнюю по отношении к Церкви общественную и политическую реальность для форсирования «диалога» «общества и РПАЦ». Последние события в обществе и государстве приковывают внимание членов Церкви к этим процессам вновь.
В Государственной Думе центристское пропрезидентское большинство разорвало портфельное соглашение с партией коммунистов и отобрало у последних несколько принадлежавших левым фракциям Комитетов. Эти внешние по отношению к Церкви события вызвали, тем не менее, значительный всплеск прогосударственных настроений внутри Церкви, прежде всего в той Ее малой и относительно новой «идеологической» части, которая в последнее время предпринимала шаги по сближению с нынешним Государством. Стали слышаться голоса, что необходимо «идти на сближение с властью», «которая перестала быть собственно коммунистической». Тем более, что политические приоритеты Церкви недавно были озвучены на одной из пресс-конференций РПАЦ, на которой московский благочинный прот.Михаил Ардов заявил, ссылаясь на свою уполномоченность на данное заявление Синодом РПАЦ, что Церковь в политической области не имеет каких-либо антипатий кроме коммунистических. Это заявление критиковалось нашим альманахом еще в момент его появления, однако ныне, к сожалению, худшие опасения, возникшие в связи с тем заявлением, оправдываются. Подобный подход, когда именно ортодоксальный коммунизм вычленяется в некое особое направление политической реальности, неминуемо вызывает вопрос о том, как именно РПАЦ относится к нынешней власти, которая вроде бы уже коммунистической по некоторым признакам не является.
Коммунизм и его идеология является
безусловным злом. Однако, для православных христиан, злом в коммунистической
идеологии являются не отсутствие либеральных общественных ценностей, столь
важных для иных «церковных писателей», и
даже не экономически абсурдная модель развития экономики, но строгое богоборчество. Однако, коммунисты последнего
десятилетия, еще прежде развала СССР, совершенно перестали быть богоборцами. В
1989 году в стране всенародно и на широчайшем уровне было отмечено тысячелетие
Крещения Руси. С этого времени следует и отсчитывать
закат богоборческой идеологии коммунизма. Коммунисты последних 13 лет отнюдь не
являются богоборцами, но, напротив, предпочитают появляться перед телекамерами
в обществе священнослужителей, говорить
о «пользе» Православия, жертвовать на строительство храмов, заявлять, что
«христианство это социализм» и т.д.
Современные думские «коммунисты» не являются наследниками коммунистов образца СССР даже в экономике. Эти представительные особы, которых возят на дорогих моделях иномарок с мигалками, которые строят совместные предприятия с иностранным капиталом и посылают своих детей на обучение в престижные западные экономические колледжи, совсем не походят на рабоче-крестьянский блок, установивший диктатуру военного коммунизма в 1917 году на пространстве бывшей Российской Империи. Заключив портфельное соглашение с Путиным в 2000 году и разделив с его фракциями мандаты в Думе, «коммунисты» по сути отдали свое единственное богатство, голоса пожилых и верных их «бренду» избирателей, в руки «всенародно избранного» Президента. В обмен они получили на два года сносное политическое бытие.
Однако, половина Госдумы, которая ассоциировалась с левыми фракциями, была в целом наименее инициативной ее частью. Путинская идеология, окрепнув, перехватила патриотические лозунги «коммунистической оппозиции», и оппозиция эта, которая «оппозицией» была только формально, перестала быть ей нужна. Два больших думских объединения, левоцентристское и правоцентристское, которые различались друг от друга не в большей степени, в какой отличаются друг от друга два «смертельно» конкурирующих друг с другом стиральных порошка (производства одного концерна), в течении целых двух лет мирно уживались и находили общий язык. Однако, времена меняются. Поддержка избирателей «коммунистов», которая нужна была Путину еще только в процессе формирования его собственной патриотической пропаганды, перестала ему быть необходима тогда, когда идеология патриотизма была сформирована. В последние годы «коммунисты» играли в политической жизни страны декоративно-прикладную роль, и нужны были Власти исключительно в виду необходимости заручиться поддержкой их избирателей. Ныне бывшие избиратели «коммунистов», ввиду того, что нынешняя Власть обеспечивает преемство с коммунистической патриотической риторикой, но при этом не впадает в коммунистические экономические крайности, предпочитает поддерживать Власть напрямую. Вот, собственна, и вся интрига «перемен».
Так что же все-таки является ныне преградой для «более тесного» общения с Государством для Церкви Новомучеников, Церкви Покаяния? Правы ли те, кто говорит, что необходимо налаживать более близкие отношения с Властью, коль скоро она постепенно перестает быть коммунистической даже формально? Попробуем ответить на этот вопрос.
Прежде всего необходимо сказать, что сама постановка вопроса о непременно необходимом «более тесном сотрудничестве с Властью» содержит в себе странный духовный императив. Да, конечно, с властью необходимо поддерживать добрые отношения, на местном уровне. Это – залог некоторых послаблений, нормального общежития и минимально необходимых для Церкви свобод. Однако, когда речь идет об уровне центральном, т.е. сопряженным не с местным хозяйствованием, а с федеральной идеологией, возникают вопросы. Зачем? Тесное взаимодействие Церкви с Государством на центральном уровне возможно только тогда, когда оно является христианским (и тогда с очевидностью может проводить внутреннюю и внешнюю политику, близкую православным христианам). Однако с Государством, ангажированным современными советскими, народническими, равно как и гуманистическо-либеральными идеями, такое сотрудничество невозможно, и его приходится откладывать на тот срок, когда возникнет в обществе значимая истинно-православная среда, которая и может представлять в глазах Государства силу и интерес. В противном же случае языческое-по-сути Государство, видя, что к нему приходит «общественный субъект», не обладающий поддержкой статистически значимой социальной среды, будет стремиться использовать нового «общественного партнера» на его, государства условиях, и для его, Государства, целей, не предлагая ничего взамен. Церкви, особенно малочисленной, такое «сотрудничество» явно ни к чему.
Во-вторых, именно формально, на уровне государственной символики, нынешняя власть преемствует коммунистической (что, кстати, является так же и «заслугой» некоторых «идеологов» Церкви). И от этого обстоятельства совершенно никуда не уйти.
В-третьих, основным фактором, разделяющим Церковь и Государство, являлось в последнее десятилетие вовсе не наличие «коммунистов» в Государственной Думе, но принципиально разный взгляд на духовное значение событий и свершений советского периода. Так, нынешняя власть, строя свою патриотическую пропаганду, провозглашала и провозглашает неразрывность российской истории, духовное преемство советского периода длительной истории христианской России. Великую Отечественную Войну, которая является главным событием советской истории, идеологи современной власти по-прежнему мифологизируют и возводят в «национальный культ», меж тем как следствием этой войны явилось разрушение четырех православных Поместных Церквей и трех православных монархий и укрепление позиций лже-церкви Московского Патриархата. Суда на коммунизмом не состоялось. Более того: 90 процентов нынешнего кадрового руководящего состава, как в государственном, так и не в государственном секторах, это бывшие работники сферы управления при СССР.
Истинная Церковь по-прежнему подвергается внешним гонениям с использованием федеральных спецслужб (что подтверждает Ее иерархия: сентябрьское свидетельство нашему альманаху Высокопреосвященнего Архиепископа Феодора). Так же есть серьезные основания полагать, что давление на позиции Истинной Церкви осуществляется данными службами и изнутри. Кроме того, нынешняя власть осуществляет так же и давление на политических инакомыслящих.
Российская Церковь, как и Зарубежная, существует на основе Указа 362 Святейшего Патриарха Тихона. Этот Указ предполагает существование автономных церковных единиц в период, когда созыв Всероссийского воссоединительного Собора невозможен. Возможность или невозможность созыва данного Собора, который только и может превратить в единую Поместную Церковь разрозненные группы российских православных христиан, существующих на основе Указа 362 ( а именно: РПЦЗ (В), РПАЦ, катакомбные группы, не вошедшие в РПАЦ), диктуется ситуацией в стране. Если власть по-прежнему является антихристианской или в той или иной форме преемствует «власти коллективного антихриста»), ясно, что она сделает все возможное, чтобы данный Собор не состоялся. Либо же, напротив, сделает так, чтобы центр церковной власти, который возникнет в его связи (выборы Патриарха и Синода) был бы ей подконтролен. Поскольку Указ 362 как раз и является каноническим инструментом для автономного существования ввиду невозможности связи с центральной церковной властью (например в связи с его порабощением властью безбожной), то и созыв данного Собора является не желательным и невозможным ровно до тех пор, пока в стране действуют силы, способные обратить центробежные церковные процессы в пользу не православия. Ныне мы уже являемся свидетелями того, как судебное преследование и давление на Первоиерарха РПАЦ делает невозможным или «откладываемым» осуждение в РПАЦ распространяющихся ересей. Что же будет в том случае, если вся власть Русской Церкви будет сосредоточена в руках одного или нескольких лиц? Лиц, подвергающихся преследованиям и давлению в России?
Итак, мы можем, достаточно схематично, естественно, обозначить, какие именно условия в политической области могут предшествовать данному объединительному Собору, который и будет являться концом эпохи Указа 362.
1. Прекращение преследования Истинной Церкви. Прекращение преследования равно и светских, политических инакомыслящих.
2. Изменение государственной коммунистической символики.
3. Прекращение духовного истолкования «коммунистических свершений и побед» советского периода. Государственное и общенациональное согласие о том, что советский период разорвал преемственную связь русской истории и русской социальной и духовной традиции и не является их «частью».
4. Карт-бланш власти на покаянную проповедь Истинной Церкви в государственных средствах массовой информации, которая будет обращаться к людям голосом Новомучеников. Карт-бланш для всенародного обсуждения вопроса необходимости упразднения не законной иерократии РПЦ МП.
5. Суд над коммунизмом. Привлечение к ответственности наиболее одиозных представителей власти эпохи коммунизма. Запрет на занятие государственных должностей данным представителям.
6. Закон о реституции. Возвращение, в рамках неотмененных для истинно-православных христиан Законов Российской Империи, которые, кстати, отнюдь не противоречат законам правового государства, церковной и мирской собственности ее законным наследникам.
7. Духовная правда о Войне. Реабилитация генералов Власова и Краснова. Покаяние в уничтожении восточноевропейских Истинно Православных Церквей и в порабощении богоборческой советской властью половины европейских держав.
Эти и только эти условия способны обеспечить политическую и духовную реальность, в условиях которой созыв Всероссийского Собора Истинной Российской Церкви станет возможным. Эти и только эти условия, а вовсе не отбирание у т.н. «коммунистов» нескольких думских комитетов, являются минимально необходимыми для каких-либо форм «сближения» Истинной Церкви с новым российским государством. Если данное «сближение» наступит раньше этого часа, можно с уверенностью утверждать, что Истинная Церковь, Ее миссия и Ее управление, будут порабощены теми, кто во всех этих процессах крайне не заинтересован. Если данное «сближение» произойдет раньше этого часа, то это будет означать, что Церковь Новомучеников, Церковь Покаяния, превратится в еще один «безконфликтный» объект идеологической консолидационной карты, которую стремятся нарисовать на территории бывшего СССР политики, родословная и биография которых тесно связаны с бывшими советскими спецслужбами. Это «сближение» будет означать конец миссии Истинной Церкви и Ее духовного и национального стояния, как их понимали Зарубежная и Катакомбная Церкви. И, по сути, ввиду углубления сотрудничества с властью, во всех смыслах преемствующей власти антихристианской, это будет означать конец данной истинно православной церковной деноминации, существующей на основе Указа 362. Конец под натиском интриг власти, внешнего и внутреннего давления и несовместимого с позициями Истинной Церкви неосергианства.
Конечно, вопрос о том, что должно произойти раньше или позже, несколько схематичен и формален. Именно благожелательные и деятельные усилия членов Истинной Церкви способны постепенно обеспечить процесс необходимых перемен. Однако действия эти, направленные в мир, должны нести правду, а не угодничество, стояние, а не компромиссы, призывать к покаянию, а не предлагать РПАЦ (Церковь!) «для отработки», словами гл.редактора ж-ла Вертоград, каких-либо государственных и общественных проектов. Действия эти должны быть исполнены Правды Божией, каковой всегда были исполнены в своей социальной миссии Зарубежная и Катакомбная Церковь. Традициям которых Российская Церковь должна оставаться во веки верна.
«Романитас»