Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Ответ Епископа Владимира (РПЦЗ(В)) на письмо Виталия Шумило
От редакции «Романитаса»
Данный
ответ Еп. Владимира на письмо представителя лазаревского раскола, является, судя по всему,
подтверждением ясной и недвусмысленной позиции, занимаемой ныне Синодом РПЦЗ(В)
в отношении новейших инициатив архиеп.Лазаря(Журбенко),
о фигуре, действиях и задачах которого давно и прочно единомысленны
все ветви Катакомбной Российской Церкви. Упреки в адрес Синода РПЦЗ(В) и лично Еп. Владимира в том,
что отношение РПЦЗ(В) к лазаревцам
остается неопределенным, таким образом полностью несостоятельны. Для Синода РПЦЗ(В),
однако, остается еще одна немаловажная, на наш взгляд, задача. Приняв в 1990
году «экклесиологию Лазаря», согласно которой Катакомбной Церкви в России не
существует, Синод ныне, осознав, с кем он имеет дело в его лице и будучи последовательным, мог бы так же постепенно отказаться
и от навязанного архиеп. Лазарем в
1990 году разрушительного подхода в отношении необходимости переговоров с тихоновскими, иосифлянскими, андреевскими, даниловскими и
иными историческими общинами КЦ, многие из которых находятся ныне в России под небезупречной
канонической властью греков или российских структур, дискредитированных связями
с сомнительными около правительственными организациями и про правительственной
риторикой, строящими, с точки зрения
ряда церковных наблюдателей, с их помощью «альтернативные» подделки под
истинную Церковь в России и на Украине.
«Романитас»
Дорогой Виталий!
По прочтении
присланного Вами «приглашения» у меня сложилось двоякое впечатление, что это
или очередное искушение (подобное «примирению» с Вл. Варнавой), или «простота», о которой говорят, что она «хуже
воровства».
Во-первых,
весьма странно отправлять приглашение в США 29 числа (месяца октября), в то
время как сам праздник приходится через два дня (1 ноября). Во-вторых,
– действовать так, как будто ничего не случилось и не было опубликованных
обвинений в мой адрес в каком-то надуманном «публичном оскорблении двух
старейших иерархов» (см. Заявление архиеп. Лазаря по поводу Резолюции Совещания Северо-Американских
Преосвященных). В-третьих, о каких контактах или «совместных
празднованиях» может идти речь, когда архиеп. Лазарь
исповедует по отношению к зарубежным архиереям некое, по его выражению,
«идейное разномыслие», при этом совершенно безосновательно приписывая
Архиепископу Варнаве и «Северо-Канадским» (?)
епископам возможность присоединения к Суздальскому расколу – к тому расколу,
который сам архиеп. Лазарь и породил (см. там же).
Как возможно так поступать?
В-четвертых,
совершенно необъяснимо непоследовательное поведение российских преосвященных.
Потому, что когда им «выгодно», они или сами или через
других лиц отправляют «приглашения» и любезные письма,
а когда не встречают одобрения творимым ими незаконным деяниям, то без тени
смущения заявляют о том, что не признают хиротоний, совершенных в Мансонвилле. Так когда же они
бывают искренни и какова их подлинная позиция?!
То же самое
можно сказать и о Вашем приглашении.
В добавление к
вышесказанному необходимо уточнить, что никакое понимание и никакую поддержку
относительно действий российских преосвященных, направленных на разрушение
основ церковного строительства (здесь имеются в виду неканонические деяния,
связанные с самочинными хиротониями) я не высказывал. Моя позиция по этому
поводу ясна и известна – новые хиротонии могут совершаться только с одобрения
Архиерейского Собора. Это – церковный закон. Поэтому я неизменно придерживаюсь
официального Определения архиереев РПЦЗ, во главе с Митрополитом Виталием, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, от
8/21 августа 2002 г. о неприятии незаконных хиротоний.
Особенно важно
еще отметить, что бытуемое ныне в определенной среде
сравнение в тождественности мансонвилльских хиротоний
и хиротоний, совершенных архиеп. Лазарем и еп. Вениамином, неправомочно. Ибо кандидатуры епп. Сергия, Владимира и Варфоломея были приняты и одобрены
именно на Архиерейском Соборе, хотя и в составе всего лишь двух архиереев
(Митрополита Виталия и Епископа Варнавы), в то время
когда позиция архиеп. Лазаря и еп.
Вениамина еще в течение нескольких месяцев оставалась совершенно неопределенной
и завуалированной. Это подтверждает, хотя бы, откровенное признание еп. Вениамина еще в то время, когда он входил в контакт с Мансонвиллем, испрашивая от Митрополита Виталия выслать
запрос об исповедуемой позиции «не столько для него, сколько для вл. Лазаря,
который не может определиться».
Несколько слов –
о частном письме Митрополита Виталия, которым «оправдываются» новые хиротонии.
Сам Митрополит Виталий на последнем Совещании Северо-Американских Преосвященных
об этом официально засвидетельствовал, что это его «личное мнение, которое
не может быть ЗАКОНОМ для Церкви. ЗАКОНОМ оно может быть только тогда, когда
его примет Архиерейский Собор». Выделенные слова Вл.
Виталия – дословны. Согласитесь, у нас – не Римо-Католическая организация со своим непогрешимым папой,
а СОБОРНАЯ Церковь, в Которой есть свои определенные
правила и уставы, которые, в свою очередь, никто не вправе нарушать, какое бы
положение в Церкви он ни занимал.
К тому же,
никоим образом не могут быть приняты многочисленные (увы, ставшие уже
постоянными) противоречивые заявления и поступки российских епископов.
1. Незаконный
переход со стороны архиеп. Лазаря и еп. Вениамина на положение Указа № 362 (который
предусматривает не раздробление и разъединение епархий, а объединение их под
общим церковным руководством) с последующим самостоятельным умножением
собственного епископата в своей структуре. Т.е. фактическое повторение Суздаля,
только за № 2.
2. Епископ
Вениамин, сомневаясь в законности предстоящих новых хиротоний, запрашивает об
этом Митрополита Виталия; Первоиерарх РПЦЗ отвечает,
что этот вопрос «нуждается в соборном решении». Вопреки ответу
(канонически-правильному) Первосвятителя Церкви
совершаются неканоничные рукоположения.
3. Архиеп. Лазарь и еп. Вениамин
письменно исповедуют о «запрещении» Вл. Варнавы
(признавая тем самым беззаконие лавровского Синода) и
тут же архиеп. Лазарь приглашает Архиепископа Варнаву для сослужения в Одессу. Архиеп. Варнава благосклонно и
доброжелательно отвечает на «примирительное» письмо архиеп.
Лазаря, в ответ на что, в свою очередь, со стороны архиеп.
Лазаря следует очередной обман – совершаются внезапные самочинные хиротонии.
4. Архиеп. Лазарь и еп. Вениамин
письменно объявляют, что мансонвилльские хиротонии
еще лишь нуждаются в соборном признании (другими словами, оспаривая законность
действий Митрополита Виталия и Архиепископа Варнавы)
и в то же время архиеп. Лазарь приглашает одного из «мансонвилльских» епископов на праздник в Одессу.
5. Объявляется,
что «никогда не прекращалось поминовение Митрополита Виталия», в то время как в
течение месяца (свидетельство непосредственного очевидца) имя Первоиерарха РПЦЗ в Одессе не поминалось.
6. Митрополит
Виталий приглашается Воронежским Совещанием для проживания в «свободную» от гонений
Украину, тогда как поспешность новых незаконных хиротоний оправдывается
«возможными гонениями». Куда же хотели заманить Вл.
Митрополита? В гонения?
7. Исходит
заявление о трудности или прекращении связи с Первоиерархом,
но когда необходимо о. Владимир Клиппенштейн тайнообразующе вдруг оказывается (дважды) в Мансонвилле.
8. Призывают к
соборности, но в то же время тайно от всех и от всякой соборности вытребывают «нужное» письмо от Митрополита.
9. И, наконец,
подметное письмо от канцелярии архиеп. Лазаря. Это
письмо Вы найдете на узле «Мысли о России» по эл. адресу: http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-202.htm.
Данного письма вообще не существует в природе. Вернее, текст письма и «шапка»
адресованы непосредственно еп. Вениамину, в котором
говорится о его однозначной (тогда!) позиции. В письме же, отправленном
Митрополитом Виталием архиеп. Лазарю, напротив,
говорится о «долгой неопределенности» его положения. Канцелярия архиеп. Лазаря подменила адресат, поставив вместо «еп. Вениамину»: «архиеп. Лазарю»,
и, таким образом, получилась не «неопределенная позиция» архиеп.
Лазаря, а однозначная и ясная. Вообще, подметные
документы, – это уже не только церковное преступление, а уголовно наказуемое деяние.
Вот таким
образом, не без этих печальных обстоятельств, был заложен фундамент новой антисоборной структуры, претендующей еще на какое-то
«единство» и законность.
С беззаконием и
неправдой мы согласиться никак не можем, это противоречит нашей совести и
здравому смыслу.
К тому же,
трудно представить, какими (в частности, катакомбными) православными
христианами могут быть приняты «архипастыри» со своим учением о «частичной» или
«ущербной» благодати в МП и защищающие киприанитское лже-мудрование?
В заключение
посылаю Вам выдержку из моего частного письма к одному лицу:
«В последнее
время, к сожалению, среди российских преосвященных мы наблюдаем особенно много
неясности, хитрости, а то и просто откровенного лукавства. Наше желание
единения в Истине и взаимного мира, увы, нередко воспринимается превратно, как
полная поддержка всех их деяний, что, конечно же, не так; а наше несогласие с
возможностью положения неканоничного основания в
церковном строительстве, как какое-то оскорбление или вражда против их «епархиального»,
«правящаго» достоинства.
Но что самое
печальное, так это то, что они в своих действиях не видят ничего незаконного и
разрушительного, но, напротив, стараются оправдать себя, придумывая различные
причины и несуществующие обстоятельства. Призывают к пути «евангельского доброжелательного взаимодействия с
братьями-архипастырями, честного и открытого, гласного обсуждения с ними
сложных и спорных вопросов», к пути «соборного единения..»
(см. Обращение Воронежского епархиального собрания от 4-5/17-18 апр. 2002 г.),
но в то же время несоборно, нечестно, неоткрыто,
негласно, вне «евангельского взаимодействия», украдкой совершают хиротонии
новых епископов, не соблаговолив не только не предоставить подробные данные на
каждого из ставленников для тщательного обсуждения достоинства кандидатур всеми
архиереями, но даже не удосужившись сообщить имена
кандидатов Первоиерарху РПЦЗ Митрополиту Виталию!».
Доброжелатель
Вашего спасения,
+Епископъ Владимiръ