Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Бывший
руководитель духовного училища РПАЦ
Н.Д.Недашковская присоединяется к Синоду ИПЦ Греции под омофором Митр.Каллиника
Беседа с редакцией «Романитаса»
по поводу данного события
«Романитас». Вы уже достаточно давно покинули РПАЦ. Но — «Христианства нет без Церкви». А подлинная Церковь — Тело Христово — всегда имеет и соответствующую организационную структуру. Возможно, она ее потеряет во времена последних антихристовых гонений, но сын беззакония пока, слава Богу, еще не явился, и мы вправе надеяться, что истинная Церковь со своей церковной иерархией сегодня существует. Почему же Вы так долго не делали свой выбор?
Н.Д.Недашковская С начала 20-го века перед православными Господь ставит такие задачи, которых никогда не знала Русская Церковь, а Восточные Церкви переживали что-то аналогичное во времена захвата церковной структуры древними ересями: арианством, монифизитством, иконоборчеством. В такие периоды верующие зачастую оказываются в положении Луки и Клеопы, идущих в Эммаус и оплакивающих потерянного ими Господа. Но Он идет с ними не узнанный. И конечно, великой Его милостью является, когда этот путь оканчивается тем, что Христос открывает Себя «в преломлении хлеба».
Так и в трудные периоды отсутствия «видимой Церкви» Христос остается с нами на пути словами священного Писания, Он истолковывает их нам устами Святых Отцов и эти поддерживает горение духа в сердце нашем. Лишь бы только мы шли к Нему, потому что не может отмениться ни одно из Его обетований, в том числе и «все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37).
Поэтому у христиан никогда не должно быть паники. Если жизнь ставит перед нами трудные задачи — значит их ставит Господь и Учитель, желая, чтобы мы сделали шаг вперед. Так в школе по мере взросления учеников учитель переходит к более сложным заданиям.
Этот год нахождения «вне Церкви», я с вниманием и надеждой старалась следить за событиями, происходящими в РПЦЗ(В) и РПАЦ. С надеждой, что в них найдутся силы, противостоящие разложению и затягиванию в море «мiрового православия». В море, которое в конечном итоге породит апокалиптического зверя-Антихриста (Откр. 13, 1). Но таковых не оказалось. Разница наблюдается только в скорости и «стиле» сползания вниз: в РПЦЗ(В) это происходит более медленно и «традиционно», РПАЦ, перепрыгнув через несколько ступеней, превратилась в какую-то жуткую карикатуру истинно-православной церкви.
Но — Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45, 1—3) .
По милости Божие, после действительно, очень тяжелого периода длиной более чем в год, на страстной Седмице я стала членом греческой Истинно-православной Церкви Синода митр. Каллиника.
«Романитас» В чем Вы видите причину столь быстрого разложения как РПЦЗ(В), так и РПАЦ?
Н.Д.Недашковская Во-первых, должны сбываться пророчества Слова Божия об оскудении Духа в человечестве, окончательно и бесповоротно выбравшего тьму и духовную смерть. Церковное строительство — это дело Божие, а, как прорек Спаситель, «приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин, 9, 3). Это — объективная сторона.
Но есть и субъективная. Должно было исполниться пророчествам о предательстве Христа — но ничто, кроме собственной злой воли не предопределило, что предателем стал именно Иуда Искариот. Христос до последнего момента пытался предостеречь его от этого шага, ясно показывая, что он мог избежать этого греха. Евангелие указывает на причину гибели Иуды: сребролюбие. То есть в нем сочетались два условия: он был заражен этой страстью, и внешне был близок ко Хрситу. Это же сочетание губит церковные сообщетства. Священное Писание обличает стремление быть близким Богу и другом мiру как духовное прелюбодеяние: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiра, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). И подобно Анании и Сапфире, те, кто подобным образом лицемерят перед Богом, лишаются духовной жизни, свидетельствуемой способностью хранить Истину.
Печальный конец миссии РПЦЗ, по моему, во многом духовно определялся тем, что свобода, дарованная им Господом по сравнению с теми, кто остался в бывшей России, была понята как их собственная заслуга. Осуждения ими большевизма и сергианства в СССР были внешними, не сопровождались пониманием того, что все русские несут ответственность и за предательство Государя-Мученика, и за недостаток ревности о чистоте православной веры. Поэтому, не выкорчеванные из глубины души «семена тли» при первой же возможности давали мощные всходы обольщения. Так было после окончания войны, в которой победил СССР. Так случилось и в 90-е годы, когда внешний «железный занавес» пал вовсе не вследствие народного покаяния и обращения к правде, а потому, что на протяжении четырех поколений, рождавшихся и живших в анафематствованном Патриархом-Исповедником государстве, произошла окончательная «духовная мутация». Исчезли последние, пусть в искаженном и извращенном виде существовавшие в предыдущих поколениях представления и нравственные нормы, базировавшиеся в христианском сознании. И эта новая ступень разложения была воспринята РПЦЗ как «возрождение России», «возрождение православия»!
«Романитас» Чем был обусловлен Ваш выбор ИПЦ Греции под омофором митрополита Каллиника?
Н.Д.Недашковская После того, как грубое обновленчество было дискредитировано в глазах большинства православных в России в начале 20-х годов, сатана предложил более утонченный вариант сергианства. После того, как неравнодушные к вере православные окончательно поняли пагубность экуменизма, было выдвинута еретическая екклисиология «киприанизма». Она решительно отвергается Синодом митр. Каллиника. Кроме того, именно этот Синод выполняет сейчас служение собирания и объединения в России тех, кто хочет сохранить верность Христу. Трудно не увидеть здесь благого о нас промысла Божия, отказываться от которого крайне неблагоразумно.
«Романитас» Когда в 1999 году Вы присоединились к РПАЦ, Вы ведь тоже надеялись, что пришли в подлинную Церковь. Но скоро Вам пришлось разочароваться. Не боитесь ли Вы, что такое случится снова?
Н.Д.Недашковская Да, боюсь. Но дело не в «разочаровании» — то есть не в том, что ошибаешься в очцнке чего-либо, проходит время, это «что-либо» остается тем же самым, но видишь ошибочность своего первоначального восприятия. Дело в очень быстрых процессах, происходящих в мiре вообще и в частности в РПАЦ. Как и в 1999 году, так и сейчас я считаю, что Господь давал шанс этому цероквному сообществу быть подлинной Церквоью — как Он давал шанс Иуде остаться подлинным Апостолом. Но в который раз вновь повторилось: «кто поверил слышанным от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53, 1).
Но выбор, предложенный Богом: между жизнью и мертью не отнимается от нас, и Бог хочет, чтобы мы выбрали жизнь. Я надеюсь, что если из уже из почти векового опыта существования Истинно Православных Церквией— и в Греции, и в России, будут сделаны правильные выводы, Господь не оставит верных Ему. Мне думается, что при нынешнем оскудении Господь бережет каждую искорку правды и каждую живую, пусть и надломленную травинку: трости сокрушенны не преломит и лена внемшася не угасит, дондеже изведет в победу суд: и на имя Его языцы уповати имут (Ис. 42, 3—4)
25 июня 2003 г. «Романитас»