Редакция Православного альманаха

«Романитас»




 

Маятник Фруда

О
переходе публициста Е.Холмогорова в Московскую Патриархию

 

 

 

 

Комментарий редактора

 

Первая реакция на это известие – шок, недоумение, горечь… Человек воспринимается цельно, т.е. не только тем, чем он стал, но и тем, чем был. И хотя создатель сервера «Церковность» никогда не был, увы, человеком хотя бы минимально церковным,  в отношении него положительно невозможно было представить, что он когда-нибудь станет частью МП. Есть люди, которые не просто выражают некоторые убеждения, но как бы являются этих убеждений «лицом». И образ Холмогорова-как-члена-МП в сознании просто не укладывается. Это все равно что образ  «каторжника» Победоносцева. Или образ «покаявшегося» Пугачева.  Или «просящего милости» Якова Моле.   

 

Да, всякий человек может, подобно любимому им Льву Тихомирову,  перейти от одних убеждений к прямо противоположным. Но Тихомиров покаялся, а после своего покаяния в народовольчестве и после своего воцерковления, отнюдь не сотворил нечто невнятное, подобное тому, что написал в своем высокомерном, запутанном, не умном, лицедейном и безвкусном «прощании» Егор.

 

Его ранее твердые и последовательные убеждения, нюансированные мельчайшими экклесиологическими и нравственными деталями и богато украшенные канонами, догматами и Свтцами,  расходились с его жизнью с самого начала, и зазор этот последние годы все рос и рос. В конце-концов, стали меняться и самые убеждения, меняться ощутимо, быстро и всерьез. Однако, несмотря на то, что уже с 2000 года было ясно, что вместе с мутацией своего мировоззрения он и сам кончит единством с МП,  несмотря даже на то,  что мы отмечали вехи данного его пути (которым он шел вместе со всем своим окружением,  вместе с Митралентином, находясь, тем не менее, в авангарде их всех) приводя иногда на наших страницах невероятные для всех знавших Егора цитаты, все равно поверить в сей бесславный конец было фактически невозможно – проще было бы поверить в то, что земля поменяется местами с сушей, а «РПАЦ (как они надеялись последние годы) займет место МП».

 

Посему, первая мысль была: Господи, нужно молиться о нем. И я, несмотря на все  сопровождавшие его отход выдумки о наших близких, написал ему очень короткое, скорбное личное письмо – письмо впервые за много лет: «Молюсь о вас, Егор. Антон».

 

Нужно, однако, вспомнить о тех, кто приблизил его к этому концу (кроме него самого). Это прежде всего Митралентин, прот.Михаил Ардов (который принял его с его новыми взглядами и полтора года назад публично назвал своим единомышленником), А.Солдатов, А.Муравьев, иером.Григорий (Лурье), Светлана Лурье, Михаил Киселев. Все эти люди, вскормившие в череде отступлений «нового Е.Х.», постоянно сотрудничавших с ним до самого последнего дня и гнавшие из Церкви тех, кто критиковал его новые идеи, полностью разделят ответственность за действия Холмогорова и за его участь на Страшном Суде.

 

Что ныне скажет протихаил Ардов?  Впрочем, кого сейчас может интересовать мнение этого человека, навсегда закрывшего для себя двери церковных людей? Что скажут люди, до последнего дня имевшие с ним самим взаимодействие и союз?  То же самое. Они и сейчас (в большинстве) не настроены к нему строго, ибо он для них  – свой.

 

Собственно, того человека, которого православные христиане в конце прошлого  тысячелетия знали как Егора Холмогорова, давно уже нет.  И именно эти люди, которые остались в РПАЦ,  за  нынешнее его «пресуществление» и ответственны. Правда и ложь отделены друг от друга и подчеркнуты ясным ореолом - именно в этот момент.

 

Я не буду писать здесь о многочисленных не правдах его обращения. Как в целом, так и по отношению к протихаилу, Владимиру Моссу, членам московского семинара и мне (прокомментирую только пару его утверждений – я никогда и понятия не имел о том, что он написал доклад о прославлении Свт.Филарета, которого теперь он же обвиняет в «чрезмерном антисоветизме» и, конечно, я никогда и никак ему не угрожал. Это прямая ложь. Все ровно наоборот –  группа, вскормившая его новые убеждения, угрожала (и приводила свои угрозы в исполнение) мне.  Честнейший Мосс его, конечно, никогда не обманывал и открыто призывал встать на путь Истины в личных письмах и статьях уже очень давно)  Та карикатура, которую он рисует в отношении взглядов московского семинара – сущая ложь, которую понимает каждый читатель «Романитаса» - мы никогда не выдумывали ничего нового и всегда стояли на традиционных позициях Зарубежной и Катакомбной Церквей. Но он отвергнул и их.  Вот самый первый материал «Романитаса», который так же вошел и в поминаемый Холмогоровым 11 номер СЕВа  - «Общество и Покаяние». Прочтя этот короткий текст, читатель сам поймет, сколько правды в его словах.

 

Теперь ему нужно пересматривать все свои позиции, в том числе и отношение к Синоду Митравра, к Свт.Филарету, и к Катакомбной Церкви. Да, собственно, он это уже и сделал. Но продолжает по-фарисейски, как прославившая Новомучеников Патриархия, считать их святыми, отказывая при этом им в возможности иметь разделяющих их убеждения твердых последователей и учеников.  

 

От пути Тихомирова тут ничего нет.

 

Его уход в МП, столь горький для знавших его, это отход от позиций, которые он ранее занимал. Он ушел, но Церковь, хотя и не РПАЦ, стоит. И то, что выдает себя ныне за Егора Холмогорова – более не он сам.  Равно как и РПАЦ более не наследница РПЦЗ и Катакомбной Церкви – Церкви Российских Святых.

 

Сейчас на наших глазах происходит исполнение пророчеств двухлетней давности одного из постоянных авторов «Романитаса» о том, что РПАЦ будет постепенно трансформироваться и сливаться с МП – от нее  уже сейчас отламываются куски. Но не вся она сольется с МП физически и зримо – подлинный сценарий «Маленькой Истинной Церкви» состоит в превращении ее в фактически государственный отдел религиозного планирования (по Госправлению МП) – то, чего они чают более всего. Она станет менее зримой и политика ее станет менее публичной. У нее отберут большинство храмов (а некоторые сами отойдут). Но ее команда никуда не денется  – она останется верной М.Суздальскому Валентину и идее паразитирования на отношениях  между Государством и слишком уж самостоятельной от Государства и «не осознающей государственные интересы» МП.

 

Отход Холмогорова в Московскую Патриахию подобен возвращению в начале 90-х из РПЦЗ в МП патриотической группы  «Память». Исполнив свою роль, он завершает круг. И хотя это всего лишь один человек, отход сей слишком фундаментален, чтобы быть трагедией и частной судьбой его одного. За этим угадывается «большой стиль», направление движения,  вектор. Правда о РПАЦ, истощение ее миссии и крушение невидимой ранее лжи.

 

Холмогоров ушел сам. Над ним не было духовного суда, формального дистанцирования от него, суда над соединившимся с ним во время уголовного процесса воистину воедино Митралентином. В этом – «честность» Холмогорова и второстепенность, периферийность оставшихся, ибо он, как и ранее, идет в авангарде и гораздо последовательнее их всех.

 

Впрочем, многое говорит за то,  что семейные отношения Холмогорова и РПАЦ еще не окончены. Придет час и будет следующий круг.

 

 

04.05.2004 г. «Романитас»

 

 

 

Приложение

 

Письмо Владимира Мосса, предназначенное для открытого ответа в «Живом Журнале», где опубликовал свое «прощание» Е.Х.

 

 

 

Дорогой Егор,

 

Вы искусно стараетесь оправдывать свое обращение из Истинного Православия до-лурьевской РПАЦ к лже-симфоническому союзу между нео-советским государством и ветхо-сергианской церковью. Увы! Как глубоко Вы пали! Когда мы впервые познакомились в декабре 1998 года в Суздале, мы были согласны во всем, за исключением «Догмата Искупления» м. Антония Храповицкого (Вы за его «новую догму», я – против). Даже в отношении к имябожию  я многому научился от Вас и Ваших «Заметок об Имяславии». Но «худые сообщества развращают добрые нравы» и Ваше «сообщество» с Лурье (и его женою), как кажется, окончательно развратило Ваши нравы и веру (кстати: каким образом Вы нашли «наидостойнейший» выход из той «архищекотливой» ситуации со Светланой?). Ваша статья о «9 мая» глубоко шокировала меня. Я думал: как может такой умный и талантливый богослов (не умнее Лурье, но православнее) снизойти до такого уровня предательства идеалов Свуси? Не понимает ли он сатанинской сути советской власти? Не вспоминает ли он то, что писали о ней Новомученики Российские?

 

Вы, конечно, вспоминали и понимали. Но продолжалась «архищекотливая ситуация»... Вам нужно было найти «наидостойнейший» выход – или даже не очень достойный... И Вы нашли. Ибо м. Валентин тоже находился в  «архищекотливой» ситуации. Ему необходимо  было избавиться от архиеретика Лурье, но проблема в том, что Лурье и его «друг детства» Павловский нужны были ему, чтобы избавиться от обвинений в гомосексуализме. И он тоже нашел наиудобнейший выход: он будет покровительствовать Вам в Ваших незаконных отношениях со Светланой (как Вы сами мне объяснили: он оставил решение Вам причаститься или не причаститься за Вашей совестью), а Вы в то время найдете повод обратить обвинения в ереси от Лурье на голову Мосса. Так и появилось в мае 2001 года Ваше двоемысленное, полу-имябожническое вероисповедание, цель которого – «примирить» нас, найти середину между истиной и ложью (вопреки словам свт. Марка Ефеского о том, что такой середины нет). Вы пишете: «о. Григорий подписал, Мосс – обещал, обманул и отказался». Ничего подобного: я не обещал, это Вы старались обмануть меня и я отказался от вероисповедания, в котором ни слова о главном: еретичности или православности учений Антония Булатовича...

 

О другой лжи в Вашем «каноническом тексте» я не буду писать. Бедный Антон, которого Ваше сообщество так ненавидит, и на которого Вы так бесстыдно клевещите, лучше ответит. Только одна поправка: наш английский приход, убегая от ересей Лурье, присоединился не к кипрским старостильникам, а к греческим, к Синоду Архип. Хризостома (Киусиса) Афинского.

 

Вдадимир Мосс

 

 

.