Редакция
Православного альманаха
«Романитас»
Рубрика
«Документы»
Указ Епископа Владимира Сакраментского
Протоиерею Иосифу Сандерланд
Настоящим довожу до Вашего сведения, что по причине Вашей деятельности, явно направленной на внесение смуты и нестроений среди духовенства и пасомых нашей Церкви, а именно:
1. Поддержка узурпации Церковной власти и организации бунта против Священноначалия РПЦЗ со стороны пр. Виктора Мелехова;
2. Соучастие в проведении незаконного собрания, проходившего без благословения Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия, в г. Вустере 28 окт./10 нояб. 2002 г.;
3. Служение Литургии на территории чужой епархии без ведома и без благословения своего Правящего архиерея;
4. Распространение в сети Интернет ложной информации через превысившее полномочия священника Обращение ко всей Церкви (право обращаться ко всей Церкви имеет только Архиерейский Собор и Первоиерарх);
5. Самочинное использование официального электронного узла РПЦЗ(В) для обнародования своих раскольнических взглядов;
6. Использование моего имени для оправдания своих неканонических деяний;
7. Несоответствие должности и поведения благочинного, который должен быть добрым примером для паствы, а не разорителем ее духовного устроения –
-- Вы отстраняетесь от
исполнения обязанностей благочинного.
Искренне желаю Вам осознать тот пагубный дух и настроение, которые Вы вносите в церковную жизнь, и смиренно в этом раскаяться, в чем да поможет Вам Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь Пресвятая Богородица.
Во избежание дальнейших недоумений запрещаю Вам предпринимать какие-либо церковные действия без моего Архипастырского благословения.
Предварительно предупреждаю Вас, что в случае неповиновения Церковной Власти Вы будете запрещены в священнослужении.
Помоги Вам и вразуми Вас Господь.
С подлинным верно.
+ Владимир, Епископ Сакраментский
Ответ протоиерея Иосифа Сандерленда на Указ Епископа Владимира Сакраментского
16/29 декабря 2002 г.
Неделя Святых Праотец.
Епископ
Владимир,
Я получил Ваш Указ № 03/02/ S и сопроводительное письмо
(копию?), 03/02/S-(L?), где Вы сообщаете «об
отстранении меня от исполнения обязанностей благочинного». Я получил эти
документы поздно вечером 6/19 декабря, на праздник Св.
Николая. Отмечу, что менее чем через сутки Вы их опубликовали на интернете. Затем
Вы поместили Указ на официальном сайте РПЦИ 14/27
декабря. Поскольку Вы предпочли распространить эти документы столь широко без
того, чтобы дождаться моего ответа, я делаю вывод, что мой ответ Вас не
интересует.
Тем не менее, по совести я чувствую себя обязанным ответить. Я мог бы просто молчаливо покориться тому, что Вы и французы желаете. Конечно, многие хотели бы, чтобы я именно так и поступил. Я не просил и никогда не стремился стать благочинным. Но, получив это послушание, я не могу просто так отказаться от него. Более того, я полагаю, что действительные вопросы веры, «экуменизм, который есть тоже, что сергианство», понуждают меня, не взирая на церковные звания, не предавать Церковь молчанием. Кроме того, я обращаю Ваше внимание на решения декабрьского Соборного совещания, которое Вы теперь не признаете. Обратите внимание, что назначение меня благочинным Западной Америки явилось Соборным решением. Как Вы правильно заметили в Вашем письме российским архиереям, даже Митрополит не может преступать Соборное решение.
Сущность
Вашего возмущения моими действиями
заключается в двух положениях. Во-первых, Вы обвиняете меня в «поддержке
узурпации церковной власти и организации
бунта». Невозможно, чтобы о. Виктор
или я узурпировали что-либо или организовали бунт против церковного руководства. Как Вам хорошо
известно, нет ни руководства, ни епархий, ни благочиний, откуда меня можно было
бы удалить. И их не существует почти год. К сожалению, отвергая реорганизационные
Соборы нашей Церкви, и Вы, и французы, и ваши единомышленники здесь, не только
не допустили формирования всего этого, но даже не разрешали какой-либо
церковной жизни выше приходского уровня.
И, что еще более важно, когда Вы отвергаете решения этих Соборов, Вы также
отвергаете и их вероисповедание. Поэтому должно спросить Вас, как Вы веруете? И
почему тогда Вы отделились от архиереев нью-йоркского Синода?
Во-вторых, Вы осуждаете меня
за «распространение в сети интернет ложной
информации через превысившее полномочия священника Обращение ко всей Церкви»,
и «обнародование своих раскольнических взглядов». На это я должен
ответить, что в наших Обращениях нет
ничего, что уже не было бы общеизвестно и широко обсуждаемо на интернете и повсюду. Где ложь в том, что мы опубликовали?
От чего Вы предлагаете мне отказаться?
Где раскол? Вы не считали сделанные нами
заявления ни ложными, ни схизматическими,
когда еще два месяца назад были согласны с ними.
Более
того, приведу Ваши собственные слова, которые
меня оправдывают: «Наша священническая и христианская совесть
подвигает нас выразить свое несогласие с
некоторыми мыслями и утверждениями…» руководства РПЦИ. И далее: «В последний момент мы
узнали, что за свои убеждения и
несогласие с Посланием Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г. подвергнут репрессиям
(запрещение в священнослужении) (советские времена
вернулись?) настоятель Успенской церкви в Ричмонд Хилле иеромонах Паисий.
Выражаем ему свою поддержку. Слыханное ли дело, чтобы
стали налагаться прещения на священников нашей Церкви за то, что они во
всеуслышание выразили свою верность традициям РПЦЗ!!?» (Из Открытого
письма иеромонаха Владимира и протоиерея
Сергея Петрова, опубликованного в интернете).
Так
что, советские времена вернулись? Я полагаю, что не найду у Вас моральной
поддержки.
Если Вы действительно верите
тому, что Вы написали в Вашем Указе и сопроводительном письме, тогда Вы,
вероятно, желаете пересмотреть законность запретов и низложений, наложенных на
Вас Синодом РПЦЗ(Л). Считаете ли Вы, Арх. Варнава, о. Вениамин Жуков, иеромонах Паисий и другие себя
запрещенными или низверженными из священного сана? Не
подчинитесь ли смиренно Синоду Лавра, и не будете ли молить его о прощении за
ваш раскол?
Вы
обвиняете о. Виктора и меня в расколе. Мы никогда не проповедовали против Вас и
не прерывали ни с кем общения. Где же раскол? Вы, французы и другие на протяжении двух месяцев
утверждаете, что мы «уйдем к грекам». Что это должно означать? Вы выгоняете
нас? Иеромонах Паисий в своем отклике на наше Обращение, «распространенном в
сети интернет», заходит еще дальше. И это то, чему
учат нас Святые Каноны?
Я должен привести
еще две цитаты из документов французского духовенства:
«Вот почему ни один их акт
уже не имеет подлинно церковного значения, а все их решения носят лишь партийный
характер». (6/19 мая 2001. Из письма Священнослужителей Западно-Европейской Епархии,
распространенном в интернете).
«В таких
условиях, какой смысл придаете Вы этому… (Указу)? Что нас касается — мы
не видим». (Обращение Духовенства Западно-Европейской Епархии к
архиепископу Лавру 17/30 апреля 2001 г.)
В заключение, я призываю Вас, других иерархов, французское духовенство и всю РПЦИ отойти от пропасти, в которую РПЦИ направляется. Еще есть время, и не имеет значения, что Враг может сказать о нас. Я призываю Вас, пересмотреть принятые Вами решения. Я призываю Вас, выступить с четким Православным Исповеданием Веры, безстрашным и искренне звучащим, в лучших традициях Русской Православной Церкви, относительно ересей нашего времени. Я призываю Вас быть достойным Вашего высокого призвания. В противном случае, я покину тех, кто будет схизматиками пред Судом Божиим.
Во Христе,
Протоиерей Иосиф Сандерленд.