Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Свт.Филарет Вознесенский
Беседы об о.Дмитрии Дудко и Катакомбной Церкви
От редакции «Романитас»: в этой рассылке предлагаем нашим читателям
расшифровку аудио записи живого слова Свт.Филарета
Вознесенского об о.Дмитрий Дудко и Катакомбной Церкви, размещенной на странице мирянина РПЦЗ(В) Андрея Павлова (прихода Свято-Успенской
Церкви в г.Стаффорд, США), где некоторое время назад началась
подвижническая работа по переводам и размещению текстуальных версий большого
аудио архива проповедей Свт.Филарета Вознесенского,
ранее восстановленных иереем Анатолием Трепачко.
СВ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
БЕСЕДА ОБ О. ДИМИТРИИ ДУДКО И О
КАТАКОМБНОЙ ЦЕРКВИ
[Вопрос] об отце Димитрии Дудко, который много разные задавали.
Как смотреть вообще на него, как, каково
должно быть отношение православного христианина к этому вопросу и к участи
бедного отца Димитрия?
Я должен вам сказать, что уже несколько лет
тому назад, когда стало все чаще появляться и в печати, и так вот, в передачах
разговорных имя отца Димитрия Дудко, как бесстрашного
проповедника Евангелия, многие пришли в восторг, конечно. И у нас, в
Архиерейском Синоде, архиереи также были в таком настроении, что действительно,
вот появился исповедник, который, так сказать, засвидетельствует Истину
Христову до конца. А я лично все время держался в стороне. И - вот почему: в
Советской России - власть Сатаны. Там, как точно отмечал отец архимандрит
Константин, - сатанократия, правление Сатаны. А
Сатана - кто? - Лжец и отец лжи, как определил его Господь Иисус Христос.
Следственно, там ложь стоит во главе государственной жизни. Вот почему я все
время говорю: "Я ничему не верю, тому, что совершается там!" До конца
- поверить не могу. Там - ложь! Там ложь стоит во главе угла. И вот потому-то я
говорю, я никак не могу до конца поверить ничему, что там совершается. И я
тогда еще говорил: "Что касается отца Димитрия Дудко, то он, несомненно, - искренний человек,
верующий человек и стремящийся послужить ближним своим, действительно
проповедующий Христа Спасителя и Евангелие. К нему
приходили люди креститься, и он их крестил, и - печатал свои проповеди, так что,
его деятельность, в этом отношении, несомненно, - деятельность искреннего и
верующего человека." Но, - говорил я, - именно потому, что там власть - до
конца лживая, я поверить ничему не могу. Если она позволила ему сейчас
говорить так откровенно, прямо, бороться с атеизмом, то совсем не для того,
чтобы атеизм был побежден. У нее свои расчеты: коварные, далекие, может быть и
тайные для нас есть... Но - указать на некоторые возможности и мы с вами можем.
Например: разве не выгодно советской власти, которая утверждает, что у нее нет
религиозных притеснений, разве не выгодно, что вот такой священник проповедует,
смело говорит, обличает даже атеистов? И говорит [советская власть] : "А ты укажи: вот грех большой. Вот видите, какая к нас свобода: человек так прямо, смело говорит, и - на
свободе!" Это - первое. Второе - то, что тут может быть и любимый их
прием: отец Димитрий говорит, многие ему верят,
высказываются сочувственно, а эти - берут их на заметку, как принято в
Советском Союзе. Наконец, третье, то что в особенности в каком-то смысле важно
было для советской безбожной власти, - это, раз отец Димитрий Дудко так говорит по-православному
и смело, то значит Церковь, в которой он служит, есть - Истинная Церковь. А вот
тут-то, как раз, я и предупреждал, что так как он
служит в советской церкви, в этой порочной духовно организации, то поэтому не
миновать катастрофы. Не кончит он благополучно свой путь, так сейчас как будто
и красивый и правильный и благочестивый. Но добром это не кончится - я
предупреждал в Синоде архиереев, и вот теперь они со мной согласились, когда
увидели, что произошло. Положение отца Димитрия
Дудко, конечно, очень тяжелое сейчас: что ему говорить? - Говорить то же, что
раньше, - ему скажут: "Ты от этого отрекся." Говорить
новое, - "А что ж ты раньше нам - неправду говорил? Когда ты врешь, сейчас
или раньше?" Но пред ним есть путь: покаяться в своем покаянии. Покаяться
в том, что принес это покаяние, вынужденное, конечно, но, тем не менее -
принес. Катастрофа случилась, а этим - он может все исправить. Тут, конечно на
это скажут: ну что ж, тогда советская власть его и, как говорят, угробит, как это было с тысячами священников. - Может быть и
так, тогда он действительно будет мучеником, если уже за настоящую правду
пострадает. А может быть и не так! Вот я вам расскажу: все может быть! Как
Господь защищает своих, когда они ему верны до конца.
Был случай: в самый страшный концлагерь
Соловецкий пригнали группу монахинь. Может быть здесь
некоторые из вас это слышали, но не все, конечно. Пригнали группу монахинь из
Катакомбной Церкви, не официальной, а - катакомбной. И чекисты им сказали: вот
сегодня, сейчас располагайтесь, а завтра утром пойдете
туда-то и будете делать то-то. На что получили ответ: " Не пойдем и
не будем!"
- То есть, как?
- Так, не пойдем!
- Да вы знаете, что с вами будет?
- C нами будет то, что угодно не
вам - палачам, а Господу Богу, вот что с нами будет! А делать можете с нами,
что хотите - вешайте, расстреливайте, на огне жгите, замораживайте - что
хотите. Но мы раз и на отрез, и навсегда говорим: мы вас законной властью не
считаем, вы - антихристовы слуги, и поэтому никаких
ваших распоряжений мы исполнять не будем!
Разъяренные чекисты утром погнали их на
так называемый "Холм смерти". Там есть такой: когда там ледяной
ветер, то человек в пятнадцать минут замерзает в ледышку. Красноармейцы их
повели. Они - идут радостные, веселые, поют псалмы и молитвы. Поставили их на
этот холм красноармейцы, спустились вниз. Слышат: те все молятся, поют.
Четверть часа прошло, полчаса прошло, час прошел, два часа, и так далее. До
самого вечера они слышат там молитвы. В недоумении поднимаются туда, и смотрят:
те - веселые и радостные молятся, и у них одежда - теплая, как будто они не на
ледяном ветру стоят, а были в комнате. Растерявшиеся красноармейцы их повели
домой, а когда на следующее утро то же самое повторилось, то и власти
испугались. И их - оставили в покое, потому что почувствовали, что столкнулись
с силой, которую им не преодолеть. Смотрите: шли инокини на верную смерть, а
смерти - не последовало, потому что Господь явно, чудесно их спас от этой
мучительной смерти. Это - нечто подобное тому, что было с тремя отроками в пещи
Вавилонской, только там смертельная стихия была огненная, а тут - ледяной холм.
И остались - невредимы. Так вот я и
думаю, это мое глубокое убеждение, что если б весь Русский православный народ
перестал повиноваться богоборцам - врагам Христовым, а сказал им, как эти
монахини: не признаем вас и не повинуемся вам, коммунизм рухнул бы в одно
мгновение, потому что Господь, который помог этим монахиням, спас от смерти,
спас бы и весь Русский народ. Вот тогда бы действительно рухнула
коммунистическая вавилонская башня моментально.
А вот я вам еще расскажу, как молится в
Катакомбной Церкви молодежь. Один человек, живущий в Соединенных Штатах, очень
верующий такой, добропорядочный человек, по делам своей службы бывал в
Советском Союзе. И, когда туда ездил, то он, очень религиозный, всегда
стремился получить контакт не с официальной церковью советской, а с
Катакомбной. Но нет, не удавалось этого никак, потому что после многих
преследований и репрессий катакомбники скрываются
так, что их найти - совсем не так просто.
Но вот наконец
как-то он контакт получил, ему поверили и доверились ему, и молодежь его
пригласила на вечерню. Он пришел, куда его пригласили, и
рассказывал [потом], что - большая комната, длинный стол, много молодежи.
Он сразу обратил внимание, на то какие светлые, спокойные лица у этой молодежи,
совсем не то, что у этих несчастных советских обывателей. Ну вот, молодежь его
приветствовала, он видит, на столе лежат какие-то тетрадочки. В уголке стоит электрола - граммофон. С ним пока поговорили - входит
человек в такой комбинации, в раббочей форме. Ему
говорят: "Это наш батюшка". Все пошли за благословением, его тоже
пригласили, к священнику, сказали ему: "Батюшка, будьте спокойны, этому
человеку довериться можно, это - наш по духу." Так,
все уселись, взяли тетрадочки, одна барышня подошла к электроле,
завела ее и пустила танец веселый. Не очень громко, но и не очень тихо, чтоб
было слышно-то там, снаружи, что здесь молодежь танцы играет, веселится. А
священник сказал: "Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков!" Ответили: "Аминь", и под эти
танцы, под эту электролу они прослужили вечерню. Ему
потом сказали, что, милости просим к нам на Божественную литургию, но это уже,
конечно, не здесь, а это - завтра, на рассвете. Вы можете придти туда-то, и Вас
проведут в нашу церковь. Его повели - на самый край города, где находились
только развалины ни к чему не годные. А оказалось, что в одной из этих
развалин, в развалившемся сарае, внутри - небольшая, но устроенная церковь. И
вот, он и говорит, была там литургия, я, говорит, такой молитвы еще не видал,
как эта молодежь молилась, и сам никогда еще так не молился. Потом я их
спрашиваю, - он говорит: "А вы не боитесь, что вас обнаружат? "
-Обнаружить могут, - они отвечают
совершенно спокойно, - но мы не боимся. Имейте ввиду, что таких ячеек, как наша, разбросано много по всей России. Были случаи,
обнаруживали. Следовали жесточайшие репрессии, концлагеря, и так далее, и так
далее, но нас это не пугает. Мы нашли наше сокровище - Православную веру и за
нее мы готовы хотя бы на смерть. Не страшны нам никакие ни угрозы, ни репрессии
- ничего, потому что этим сокровищем мы обладаем, а с ним - ничего не страшно.
Вот как ответила ему эта молодежь Советской
России из Катакомбной Церкви. Между прочим имейте ввиду, что у нас в
Архиерейском Синоде есть документы: несколько десятков священнослужителей из
Советского Союза прислали к нам свои имена с короткой просьбой: заявлением, что
они не подчиняются советской официальной церкви, а так
как до Катакомбной трудно добраться, то поэтому они просят, чтобы Зарубежная
Церковь считала их, как говорят, своей юрисдикцией, в своем каноническом
руководстве. Их имена у нас в Синоде есть. Конечно, переписываться с ними мы не
можем, это значит - их подвести моментально, но так или иначе, все-таки вот
такие настроения там есть. Там знают нашу Зарубежную Церковь, и Катакомбная
Церковь считает себя в единении с нею, в духовном единении. И нас там поминают
в этой Катакомбной Церкви, она существует вопреки тому, что
бы не говорили. С одним катакомбником я
разговаривал примерно год тому назад, и он и говорит как раз, что такие ячейки
разбросаны по всей России.
Вот, что я вам хотел сказать.
Кассета 15; Проповедь 2