Редакция Православного альманаха
«Романитас»
"Потенциальное Православие"
Миссия Зарубежной Церкви в России: актуальные итоги двадцатилетнего пути
Наблюдая за почерковедческой полемикой
между сторонниками Архиепископа Лазаря и Архиепископа Варнавы,
перемежающейся параллельными патриотическими, экклесиологическими
и историческими экскурсами представителей их ближайшего окружения, переменными симпатиями
валентиниан, совсем уж курьезными дуэльными баталиями московско-лионских
церковных писателей и
неприличным фоном с анаксиосами,
физическими расправами и сдачей
последних монастырей со стороны юрисдикции Митрополита Лавра, невольно
вспоминаешь этапы славного пути вхождения РПЦЗ в реальность внутри российского церковного пространства. Ростки многих нестроений
были посеяны более двадцатилетия назад. Сейчас мы в полной мере собираем их
плоды.
Напомним основные этапы. После смерти Архиепископа Антония Голынского, одного из столпов послевоенной Катакомбной Церкви,
его четырнадцать священников и иеромонахов, не имея связи с другими катакомбными
архиереями, подают прошение на имя Свт.
Филарета Вознесенского, Первоиерарха РПЦЗ, с просьбой принятия их под его омофор.
Митрополит Филарет это прошение удовлетворяет в 1977 году (а не в
1979, как пишет об этом в своих «Церковных Новостях» «компетентный эксперт»
по истории РПЦЗ А.Г.Шатилова. В 1979 об этом сообщает Православная
Русь, т.е. факт принятия становится общеизвестным. Фактический
же прием состоялся двумя годами ранее). Этим актом Митрополит Филарет
и вся Зарубежная Церковь в его лице признает покойного Архиепископа Антония
Голынского подлинным Епископом и истинно-православным пастырем.
Однако уже в 1982 году в среде Зарубежной Церкви начинают хождение
письма патриархийного священника Лазаря Журбенко,
выдающего себя за деятеля Катакомбной Церкви, в котором все более-менее
известные ветви Катакомбной Церкви в лице Серафима Поздеева,
Антония Голынского и Феодосия Бахметьева объявляются неканоничными.
Нелишне тут упомянуть, что данный человек последовательно просил о епископской
хиротонии всех трех перечисленных иерархов Катакомбной Церкви и везде получил
решительный отказ, так как он, совершенно как и
другой «герой 70-х-80-х» патриархийный поп о.Дмитрий Дудко, несколько десятилетий исповедовал себя
истинным «русским патриотом», а Катакомбною Церковь - «не легальным этажом РПЦ
МП». После полученного им от русских катакомбных иерархов отказа, он и передает
в Зарубежную Церковь целый ряд писем, где и определяет всю Катакомбную Церковь,
отказавшую ему в желаемом, как незаконные и самочинные образования. Зарубежная
Церковь зачарована «разоблачениями» и «голосом свободного русского народа». И
Лазаря Журбенко, по протекции о.Дмитрия Дудко (ныне
пишущего апологии Сталину) и другого ревнителя всего русского (включая,
естественно, благодать в Патриархии) Архиепископа Антония Женевского, при
помощи русского патриота и антиквара Еп..Варнавы
Прокофьева рукополагают во российского Епископа Зарубежной Церкви.
И голынцы, и серафимо-генадиевцы
недоумевают. Голынцы,
принятые под омофор Свт.Филарета,
справедливо полагают, что Епископ должен быть рукоположен из их среды – там
достаточное число действующих иеромонахов, окормлявших
десятки исторических общин Катакомбной Церкви. Но нет. Они с их строгостью и
тотальным неприятием РПЦ МП, доставшимся им от Архиеп.Антония Голынского,
слишком неприемлемы для французского крыла РПЦЗ. Серафимо-Генадиевцы
так же не понимают, что происходит. Уже тогда они с печалью говорят, что РПЦЗ
«создала параллельную иерархию». «Как же так?», - говорил автору этих строк
один из генадиевцев.
«Мы всегда восхищались исповедничеством РПЦЗ, уважали Ее саму и Ее Первоиерархов. Нам поставили на вид, что у нас нет
документов о хиротонии Серафима (хотя есть множество прямых и косвенных
свидетелей и доказательств законности состоявшейся хиротонии). Документы вообще
было в то время не просто сохранить. Однако, это не оправдание, конечно. Мы
никогда не скрывали данного канонического изъяна, хотя никогда и не сомневались
в подлинности нашего апостольского преемства… Ну,
хорошо. Они стали сомневаться сейчас. Но почему тогда они не пошли на взаимопризнание, не
вошли в общение с нашими Епископами через хиротесию –
тогда уважение по отношению к РПЦЗ было столь велико, а смирение наших иерархов и действительное
отсутствие документа столь зримо, что это было вполне возможно. Но нет, они не
пошли на это, они предпочли сложившейся структуре Катакомбной Церкви с
десятками священников и сотнями исторических общин патриархийного
священника Лазаря Журбенко.
Но вспомним, кто курировал тогда проект «связей с Россией». «Авве французского духовенства» и не нужно было иного
сценария миссии в России РПЦЗ.
В чем же состояла суть? В том, что Россия даже в советские времена
рассматривалась этими людьми «почти православной» или «глубинно
православной». Соответственно патриотизм
по отношению к ней и всему «стенающему под игом безбожников русскому народу»
приобретал церковное измерение и по сути объявлялся защитой
«потенциального Православия». Ведь России без Православия (читай истинных
Христовых Тайн) просто нет. А то, что Новомученики,
обличавшие сделавших свой выбор в пользу «спасителя Церкви Сергия» «русских
людей» как отступников, поступали так, понимая реалии духовных процессов в
России, понимая, что практически весь
народ, что не был истреблен или десоциализирован,
добровольно сделал свой выбор против Христа, они полностью игнорировали.
Собственно, «церковный» патриотизм дорос,
видимо, в этом веке до необходимости экклесиологических,
богословских квалификаций. Этот феномен уже не адекватен классическому
и безыскусному болгарскому филетизму. Современный «зарубежный» патриотизм суть гремучая
смесь «белой идеи», филетизма, киприанизма,
хилиазма и сергианства. «Потенциальное Православие» советских… Нарочно такое не придумаешь. Во всяком случае
во внеслужебное время и не за зарплату.
По сути хиротония Лазаря была началом
предательства Зарубежной Церковью Церкви Катакомбной в зримых формах церковного
строительства (предательство Зарубежной Церковью Новомучеников
в вопросах веры состоялось еще в тридцатые-сороковые, на десятилетия раньше). В
основе этого действа был ложный патриотизм и ложная экклесиология. Некоторые перипетии сего пути заставляют подозревать участие в нем
совсем уж чуждых Церкви людей и
заинтересованных сторон. Российский клирик РПЦЗ о.Михаил
Макеев в полемике с духовенством германской епархии как-то заметил, что история
могла бы пойти другим путем, если бы слово «патриотизм» во всей церковной
публицистике заменили бы на более естественное для православных «верноподданичество». Но кто в РПЦЗ слушал истинно-русские и православные голоса?
7 преля 1990 года в Зарубежную Церковь телеграммой назначают патриархийного архимандрита Валентина (этот строитель суздальского
«вечного огня» из могущественного, но проигравшего Кириллу в конце 80-х клана
Серапиона кается лишь формально и спустя некоторое время, а после продолжает
утверждать, что его «церковный стаж – 50 лет», и что «в Патриархии он был
в Церкви»), 4 октября того же года его назначают Экзархом, а годом позже трое
киприанитов и русофилов, Вл.Антоний Женевский, Вл.Варнава,
и Вл.Марк делают его Епископом. С тех самых пор четверо
патриотов России становятся безсменными участниками
всех сколь-либо заметных внутрироссийских
церковных проектов. Очень скоро Вл.Марк начинает
выражать общее настроение будущей «Лавровской» РПЦЗ, а трое оставшихся начинают
спорить за лидерство, что оборачивается великим переделом церковной России.
Два исторических катакомбника, Серафим и Антоний,
остаются под Валентином, так как Лазарь дискредитирован действиями против
Катакомбной Церкви, Варнава - своими связями с французским
духовенством, «Памятью», украинскими
самосвятами и проч., а
Синод РПЦЗ в лице своего европейского представителя Архиеп.Марка вступает на заветную
дорогу соединения с мировым православием (особенно после принятия в 1995 г.
еретической экклезиологии М.Киприана).
Что же дальше? РПЦЗ, помимо
провозглашения МП - Церковью (1987 г. Митр.Виталий)
и дезавуации филаретовской анафемы на экуменизм (он
же) продолжает коснеть в ереси печально
знаменитого на весь истинно-православный мир греческого Митрополита Киприана. Стояние в этой ереси продолжается без малого семь
лет! Его экклезиологию
именно как развернутую догматическую ересь еще до вступения
РПЦЗ на сей гибельный путь критикуют и епископы РПЦЗ (Еп.Григорий Грабе, заявивший, что РПЦЗ через нее подпадает
под собственную анафему) и каноничные старостильные греческие
Синоды. Витальевскую
идею о чудесном причащении русского народа даже и из рук «недостойных пастырей»
на собрании духовенства критикует протоиерей Константин Федоров, рукоположенный
архиепископом Никоном Рклицким. Но РПЦЗ остается предана избранному пути.
Однако в 2000 году РПЦЗ все-таки разделяется на РПЦЗ(Л)
и РПЦЗ(В). По прошествии времени выясняется, что оба Синода мало чем отличаются
друг от друга, так как РПЦЗ(Л) вовсе не спешит пока к
немедленному воссоединению с РПЦ МП, а в РПЦЗ(В) нет и намека на покаяние. В
РПЦЗ(В) так же открыто исповедуется киприанизм и неосуждение сослужений с новостильниками, не
признаются анафемы Катакомбной и Греческой Старостильной
Церквей на т.н. «Поместные Церкви» (Вл.Варнава
и французское духовенство), а верные продолжают изгоняться. Это ставит
вопрос о том, что ее Епископы, даже отказавшись (формально) от семилетней экклесиологической ереси и цепочки тягчайших канонических
прегрешений, на самом деле действительно не могли сами себя принять из ереси и
раскола в Православие. Да, сохранялась возможность по икономии
продолжать считать Вл.Виталия и Вл.Варнаву
православными Епископами в случае
покаяния в прегрешениях против Веры и Святых Канонов. Но покаяния нет. Есть прямо противоположное оному, то есть безконечное самооправдание, безконечное
самовозвеличивание и безконечная
ложь.
Сергианство, филетизм и киприанизм
в России тесно взаимосвязаны и нанизаны на духовную иглу отношения к «мировому
православию» и РПЦ МП. Сергианскими апологетами
в самом прямом смысле этого слова являются все российские киприаниты
– осколки РПЦЗ - и Вл.Варнава,
и Вл.Лазарь, и Вл.Валентин. Окружение М.Валентина, впрочем,
выступает против киприанизма и даже (формально) сергианства,
однако исключительно по прагматическим соображениям самосохранения – связь
с современной политической элитой России, согласие с ее политическим и нравственным
выбором, секулярность мышления и претензии на респектабельное общественное
«место под солнцем» в валентиновской Церкви наиболее
глубока (Варнава и Лазарь просто не столь
ныне успешны и востребованы у компетентных государственных служб). Кроме того валентиновская Церковь распространяет в мире ИПЦ и вовне его
и вовсе уж демонические и секулярные учения «самобожия» и «духовности
Рока», что делает ее в глазах молодежи еще более популярной «альтернативой»
«скучной» МП. В принципе, греческие Синоды ИПЦ, имеющие миссию в России, равно
как и оставшиеся Епископы катакомбной Церкви, в какой-то момент, вероятно,
вынесут свое суждение о сих деятелях, так это в интересах
их духовной паствы, которую может обмануть «истинно-православный» антураж.
И жалеть тут особенно не о чем. Любители идеи «Потенциального Православия»,
равно как и представители «Православия Альтернативного», суть не более,
чем последние фантомные всполохи угасающего пепелища славной истории российской
миссии РПЦЗ.
Если бы на уровне общецерковной
дискуссии в свое время удалось бы сделать ясное и четкое разделение понятий о
благодати, соприсущей и язычникам, и благодати Тела
Христова, которая есть только в Церкви, если бы консервативные и антисергианские силы Патриархии были бы уважительно и точно
определены как «почти оглашаемые» на пороге Церкви, если бы было ясное
понимание того, что именно сделали
для России Новомученики – Церковь Российских Святых – история пошла бы
совсем другим путем. Но РПЦЗ как целое
всегда была «Музеем белого воина», отстроенного в Суздале после перехода в РПЦЗ
чутким к символике Валентином. Музеем предателей России Небесной ради «России
земной», музеем ложного патриотизма,
неправых и нераскаянных национальных и религиозно-синодальных интенций и
фарисейского благобытия. Бежавшие
из оптиной говорили, что «у белых красный дух». И
торжество этого духа мы в России наблюдаем ныне и в светской политике, и в
церковной жизни сполна…
01.09.2003 г. «Романитас»