Редакция
Православного альманаха
«Романитас»
Отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Епифаний, Митрополит Китийский и
всего Кипра
В канун Светлой Пасхи Христовой 17/30 апреля 2005 года в 18.00 по
московскому времени отошел ко Господу Митрополит
Китийский и всего Кипра Епифаний. Он умер во сне, безмятежно, с улыбкой на
устах. Утром этого дня он причастился Святых Христовых Тайн из рук архимандрита
Севастьяноса.
Митополит Китийский был одним из старейших по возрасту и хиротонии
старостильных иерархов. Жизненный путь Владыки настолько обширен, что он не
вместится в скупые строки известия о его кончине. На
Кипре недавно вышла посвященная сему многодесятилетнему христианскому пути пути книга, которая ожидает своего перевода на русский язык.
Отметим лишь, что главным делом его жизни всегда и везде, в каких бы
обстоятельствах он не находился, было служение Истинной Кипрской Церкви и делу
единства Истинных Христиан.
На этом пути он подвергался гонениям, поношениям и много страдал,
причем как от Новостильников и Правительства, от внешних, так и от
старостильников, подобно тому, как и сам Господь наш
Иисус Христос страдал не только от внешних, но и от действий своих любимых
учеников, своих близких.
Миротворчество – нелегкая ноша. Стремясь установить мир в
старостильной среде ради общей борьбы с Новостилием и Экуменизмом, Владыка
подвергался от ревнителей не по разуму давлению, клевете. Он всегда и всех
прощал. И сейчас эти люди возможно раскаиваются в том,
что причиняли великому Исповеднику Православия несправедливую и не заслуженную
им боль.
Владыка всю свою сознательную жизнь защищал древнюю автокефалию
Церкви Кипра. Помимо канонической правды, защита этой автокефалии необходима
была и для исполнения всякой правды вероисповедной, так как позволяла Владыке и
Церкви Кипра занимать мягкую миротворческую позицию по вопросу отношений,
зачастую весьма напряженных, в старостильной среде. Чем более росла независимая
и автокефальная Кипрская Церковь, тем более росло количество людей, для которых
внутренний мир в старостильной среде являлся главным содержанием их служения Св.Церкви. Всякая попытка оспорить автокефалию и перевести
заграничные приходы Церкви Кипра из под управления Владыки, таким образом имели не столько канонический, сколько
вероисповедный мотив. Слишком много в мире не братолюбия, слишком много
ревности не по разуму и отсутствия любви.
К сожалению, как всегда и случается, как только стало известно о
приближающейся кончине Владыки, снова появились определенные мнения, которые
стали мягко покушаться на автокефальный статус Кипрской Церкви и ее заграничные
приходы. Всю Страстную Неделю носители этих настроений, пока Владыка лежал на
смертном одре, «строили планы» на наследство Кипрской Церкви, принося в жертву
тех, кто наиболее последовательно стоял на защите автокефалии Кипрской Церкви
как на ценности не только канонической, но и вероисповедной. Владыку множество
раз предавали, часто из «лучших побуждений», даже не осознавая этого. Предали
его и на смертном одре.
Хочется сказать этим людям, не называя никого и не осуждая никого:
опомнитесь. Будьте христианами. Если Вы чтите память Владыки, прислушайтесь к
его духовному завещанию, к смыслу его служения. Не уничтожайте его дело. Правое
дело. Дело любви.
Будьте верны его памяти, любите его истинной христианской любовью,
чтите его духовное завещание, просите его о молитвенной поддержке и молитесь за
него. Ибо людей, которые настолько сильно страдали за свои убеждения, в 20 веке
найдется немного. А христианство это опыт
страдания. И те, кто страдает за Христа и Церковь Его – они и есть
Исповедники Православной Веры. И больше никто.
Святую Кипрскую Церковь может возглавить только духовный преемник
Митрополита Китийского Епифания.
Человек, который осознает уникальность служения Кипрской Церкви в 20 веке.
Человек, который продолжит миротворческое дело Владыки Епифания.
Не препятствие к этому и будет данью вечной памяти Владыке и залогом любви.