предыдущий

2. Русская Православная Церковь за границей и экуменическая ересь.

О ереси экуменизма написано и сказано много. Следует отметить, что эта ересь начала проникать в Православные поместные церкви постепенно через незначительные изменения церковных традиций, так называемое обновление или модернизм.

Ересь экуменизма существенно отличалась от ересей прежних времен. Раньше, как ни упорствовали в своих ложных учениях различные еретики, даже они всегда признавали одну простую истину, что Церковь едина, и вне ее не может быть спасения. Как писал Митрополит Антоний Храповицкий: "Всегда, всюду и всеми веровалось, что Святая, Соборная и Апостольская Церковь Христова существует на земле в виде видимой, внешне-определенной организации, имеющей свою иерархию, управление и т.д. Всякий, кто состоит в евхаристическом общении с этой организацией, может сказать о себе, что он находится в Церкви Христовой, а не состоящий - не может. Едва ли есть другой догмат, который бы принимался так единогласно всеми, и православными, и неправославными. Спор между ними шел только о том, где эта Церковь, какое из существующих обществ Ее представляет (каждый считал таким обществом свое). Тогда не говорили (как это принято в западной науке) о разделении церквей, а только о расколе, об отпадении известной общины или поместно [35]

Экуменическая ересь исказила это простое и ясное исповедание и провозгласила, что все так называемые христианские общества, независимо от их вероучения и традиций, и даже при отсутствии общения, составляют собой Церковь Христову. Будучи закономерным порождением западного мира, отошедшего от Церкви Христовой и заменившего истинную Богочеловеческую религию ложной гуманистической религией человекобожия, экуменизм, завершая собой тысячелетнее отступление, явился уже откровенной подготовкой идеологии антихриста.

Экуменические идеи появлялись еще в сер. ХIX в., но окончательно экуменическое учение и движение оформилось в начале ХХ века. В это время начинают создаваться международные экуменические организации, объединяющие "разрозненных христиан всего мира" и появляется сам термин экуменизм, (от греч. "ойкумена", т.е. вся обитаемая вселенная) введенный в употребление известным масонским лидером Джоном Моттом[36] на съезде "Международного миссионерского совета" в Эдинбурге в 1910 г. Тогда же в Эдинбурге было положено начало нынешнему всемирному экуменическому движению: протестантские церкви организовали Всемирное движение христиан за борьбу с невежеством в вопросах вероучения и установление единого церковного порядка (World Movement for Faith and Order). Одновременно с этим возникло также движение "Жизнь и труд" (Life and Work), целью которого было осуществить единение христиан путем их сотрудничества в решении каждодневных проблем. Позже в 1948 г. эти два движения слились и образовали так называемый "Всемирный Совет Церквей" (The World Council of Churches).

В начале века в поисках всеобщего единения протестанты обращались и к Православным Церквям. И получили замечательные ответы, исполненные пасторской мудрости и любви. Таким ответом стали труды Митрополита Антония (Храповицкого), его переписка с секретарем комиссии американских протестантов, опубликованная в журнале "Вера и разум" 1915-1916 гг., письма и работы Арх. Илариона (Троицкого), энциклика главы Сирийской Миссии Русской Церкви в Северной Америке, Епископа Рафаила, об отношении к англиканской церкви.

"Единства церковного искать не надо", - твердо ответили православные архипастыри, - "Церковь никогда не теряла единства, ибо Она - Тело Христово. Нужно лишь вернуться в Церковь отпадшим от Нее, и тогда они обретут и утерянное ими единство, и всю полноту Веры".

Это ясное исповедание обладающих непререкаемым авторитетом мудрых пастырей возымело свое действие. Многие из протестантов были вынуждены серьезно задуматься. И кто знает, если бы и дальше все иерархи Православных Церквей удержались бы в истинном православном исповедании, то экуменическая ересь не распространилась бы до такой степени. Конечно, всеобщего обращения в Церковь западных еретиков вряд ли стоило ожидать. Но, по крайней мере, наиболее искренние из них, действительно ищущие истину, смогли бы обрести ее в Православной Церкви, а не в ложных экуменических объединениях, и главное - сами Православные Церкви были бы сохранены от тлетворного влияния новой ереси. Увы, иерархи Поместных Церквей не удержались, но, напротив сами стали инициаторами распространения экуменических идей в их Церквях.

С высоты престола первенствующей среди православных Церквей Вселенской (Константинопольской) патриархии прозвучало присоединение к экуменической ереси. В 1920 г. Местоблюститель Константинопольского патриаршего престола Митрополит Дорофей издал энциклику "Ко всем Церквям Христовым, где бы они ни были". Эта энциклика была обращена к западным еретикам в экуменическом духе и явилась началом великого отступления мирового православия. В этой энциклике Митрополит Дорофей и архиереи его Синода признавали все западные деноминации "сонаследниками и соучастниками тех же самых обетований Божиих во Иисусе Христе" и призывали к восстановлению единства, т.е. фактически к соединению Православия с западными ересями и предлагали программу экуменического сближения, ведущего к этому соединению. Первым пунктом этой программы было "принятие всеми церквями единого календаря для того, чтобы великие христианские праздники могли везде праздноваться одновременно".

Эту экуменическую программу всеми силами стремился осуществить незаконно занявший Патриарший престол в 1922 г. масон Мелетий Метаксакис. Под его нажимом Константинопольская патриархия признала действительность англиканской иерархии. В 1923 году под его председательством прошел так называемый Всеправославный Конгресс, который принял предложения реформировать православную Церковь: ввести женатый епископат, второбрачие священников, изменить пасхалию и церковный календарь. Только три из Поместных церквей присутствовали на этом конгрессе (Греческая, Румынская и Сербская). Большинство предстоятелей православных церквей тогда не приняло этих предложений. И сам Мелетий не смог их осуществить в Константинопольской патриархии, так как был с позором изгнан из города своей возмущенной паствой.

Однако осуществление реформистской программы было начато в Греции. Под нажимом революционного правительства полковника Пластироса Афинский Архиепископ Хризостом (Пападопулос) осуществил реформу календаря. Без согласия других Поместных церквей он объявил, что 10 марта 1924 г. автоматически должно было стать 23 марта.

Реакция других Церквей на изменение календаря была негативной. Только Константинопольская и Румынская Церкви приняли его. В 1926 году новый календарь был введен в Александрийской патриархии вездесущим еретиком Мелетием Метаксакисом, также нечестным путем занявшим престол Александрийского патриарха.

Реформа календаря явилась попранием традиций Церкви. Недаром в программе сближения с западными еретиками она занимала первое место. Это был первый шаг на пути реформирования Православия, приспособления его к духу мира сего. Это была первая незаметная брешь в канонической церковной ограде, которую начали разрушать одержимые реформистским духом иерархи Православных Церквей.

Не сразу это было осознано всеми. Тем более, что реформаторы, изменив календарь, оставили нетронутой пасхалию, т.е. Пасху праздновали по юлианскому календарю, тем самым стараясь избежать нарушения канона 1-ого Вселенского Собора, касающегося празднования Пасхи. Из-за этого нелегко было сразу определиться в отношении к новостильникам на канонической основе. Стихийный протест церковного народа, сердцем почувствовавшего ложь и пагубные последствия реформы календаря, должен был быть осмыслен и осознан, чтобы получить каноническое и богословское обоснование. А для этого потребовалось время.

Но до тех пор, пока кроме реформы календаря не было других отступлений от Церковных традиций, Русская Зарубежная Церковь не спешила с выводами в отношении принявших новый стиль и продолжала сохранять отношения с ними. Так в письме афонскому иеросхимонаху Феодосию Митрополит Антоний Храповицкий писал в 1926 г.:

"Ведь в известных Вам 13, 14, 15 правилах Двукратного Собора говорится об отделении себя от Епископа или Патриарха после соборного его осуждения, а не своим собственным судом удаляющегося. И то правило (15), которое говорит, что достоин не осуждения, а похвалы прекративший с ним связь клирик ради некия ереси, осужденные св. соборами или отцами (конечно, каноническими, кои правила вошли в Номоканон), а при том "когда он (т.е. предстоятель) проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви". - А это, слава Богу, ни Патриарх Василий, ни Хризостом (Архиеп. Афинский) еще не делали, а напротив настаивают на охранении прежней Пасхалии, ибо только она, а не самый Юлианский стиль ограждена проклятиями соборов..."[37].

В этом и была главная трудность в определении отношения к новостильникам. Кроме того, после Мелетия иерархи новостильники не высказывали еретических взглядов. И поэтому действительно трудно было применять строгость канонов только на основании изменения календаря.

Опасаясь поспешных решений, Митрополит Антоний пишет в других письмах, что он сам нисколько не сочувствует новому стилю. "Вы совершенно правы в оценке событий изменения календаря, - отвечает он о. Феодосию, - а виновники его достойны всякой укоризны, а может быть даже и отлучения... Акривия, конечно, на Вашей стороне, но в решении вопроса о продолжении или прекращении общения должно не человекоугодия ради, но ради слова св. Церкви и согласно воле Божией, явленной через предания, каноны и примеры жизни святых руководиться "икономией" [38].

Со временем, когда экуменическая ересь начала проявляться явно, когда с 1960-ых годов ее стали открыто проповедовать своими действиями и заявлениями иерархи мирового православия, тогда полностью раскрылся и смысл введения нового календаря. Тогда пришло время определяться и Русской Зарубежной Церкви - она должна была обособиться от отступников. И вопрос был уже не только в новом календаре как таковом. Так как и оставшиеся на старом календаре церкви тоже стали активно участвовать в экуменическом движении.

Характерно, что именно в это время обособления от официального мирового православия происходит сближение с греческой старостильной Церковью. И если еще в нач. 1960-х гг. Синод РПЦЗ не хотел помогать грекам-старостильникам, не желая испортить отношения с новостильными юрисдикциями, и два архиерея Синода совершили хиротонии греческих старостильных епископов в тайне от Синода, то уже через несколько лет Синод РПЦЗ, возглавляемый Митрополитом Филаретом, официально подтвердил эти хиротонии и объявил Истинно-православную Церков Греции - братской во Христе иерархией

Интересно, что уже и на заседании Синода 17(30) ноября 1962 г., когда предполагалось наложить взыскание на Архиепископа Леонтия Чилийского за совершение им хиротоний в Греции, то архиереи Синода высказали свое сочувствие деянию Владыки Леонтия. Так Архиепископ Аверкий сказал:

"... я сам не решился бы совершить хиротонию греческих старостильников. Но вместе с тем, в глубине души, не могу не восхищаться смелостью, с которой Архиепископ Леонтий совершил поступок, к которому звала его совесть".

И далее Владыка Аверкий высказывает очень важные мысли:

"... Мы подчеркиваем, что не признаем патриарха Алексия, а в то же время все патриархи его признают. Мы говорим об общении с этими патриархами и, таким образом, парадоксально оказываемся в общении с Москвой. Получается заколдованный круг. Ввиду такого иррационального положения, нам особенно важно стоять на твердом каноническом основании, сохраняя суть, а не букву, которая может привести к поклонению сатане...

...Он (владыка Леонтий) совершил мужественный акт помощи братской Церкви, которая сейчас для нас самая близкая нам по духу. Греческая Церковь теперь гонима и преследуема. Было большой ошибкой, что мы в свое время слишком снисходительно отнеслись к введению нового стиля, ибо оно имело целью внести раскол в Православную Церковь. Это было делом врагов Церкви Христовой. Видны уже плоды. Даже в Америке имеется греческое духовенство, которое мучает совесть за принятие нового стиля. С соблюдением старого стиля связано сохранение всяческих преданий в разных областях. Вместе с удалением старого стиля удаляется из храма аскетическое начало. Старостильники - самые близкие нам по духу. Единственное "но" в поступке архиепископа Леонтия - это то, что он поступил как бы не по-братски, наперекор решению собора, хотя и по добрым побуждениям".

На том же заседании свят. Иоанн (Максимович) заметил:

"...старостильники стучались к нам шесть лет. Архиерейский Собор не мог взять на себя решения, признавая это внутренним делом греков. Надо признать объяснения (Греческая Церковь - гонима, как и катакомбная в России) архиепископа Леонтия удовлетворительными, и на этом прекратить прения" [39].

Весьма показательны эти замечания архиереев Зарубежной Церкви, высказанные в 1962 г., когда становилось ясно, что отступление новостильных юрисдикций усиливалось, и они все больше вовлекались в экуменическое движение. На конференциях Всемирного Совета Церквей православные делегаты уже не выступали с отдельными заявлениями и фактически признавали экуменическое учение этого Совета, а первенствующая в Православном мире Константинопольская (Вселенская) патриархия продолжала печальное "первенство" в нечестии, начатое недоброй памяти патриархами 1920-х гг.

Именно по указанию Константинопольского патриарха Афинагора православные делегаты на ассамблее Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели в 1961 г. воздерживаются от издания отдельного заявления. (Кстати, на этой же ассамблее в ВСЦ вступила Московская патриархия, и ее примеру поспешили последовать Польская, Румынская и Болгарская церкви).

В 1964 г. Патриарх Афинагор встречается с папой римским и молится с ним на Святой Земле. В 1965 г. Константинопольская патриархия снимает анафему 1054 г. с римского папства. В том же году Сербская церковь вступает в ВСЦ. В июле 1967 г. папа приезжает в Константинополь и молится с Афинагором, а затем в октябре Афинагор едет в Рим и молится с папой. В Рождественской энциклике Афинагор сообщает, что он внес имя папы в диптих (т.е. список канонических православных Епископов, которые поминаются на Св. Евхаристии). В 1968 г. на ассамблее ВСЦ в Упсале православные делегаты молятся совместно с протестантами, признают, что они вместе с ними "ищут Истину, которую не познали", и становятся органическими членами ВСЦ. В 1969 г. Московская патриархия официально начинает причащать римо-католиков.

Во время этого уже явного отступления в Православном мире Русская Зарубежная Церковь оставалась непоколебимой в своем исповедании Веры. Митрополит Филарет обращался с письмами и "Скорбными посланиями" к иерархам поместных церквей, призывая их отказаться от заблуждений и вернуться к Православному учению.

Многие клирики новостильных юрисдикций, убедившись в отступничестве своих иерархов, переходят в Зарубежную Церковь. Тогда же фактически Зарубежная Церковь прекращает всякое общение с зараженными экуменической ересью церквями и устанавливает общения с Истинно-Православной Церковью Греции. В декабре 1969 г. Синод Зарубежной Церкви официально признает и утверждает хиротонии старостильных греческих епископов.



АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД
Русской Православной Церкви Заграницей.
18/31 декабря 1969 г.
73 Еаst 93 St. Nеw Уогk 28, N.У.

Его Блаженству, Блаженнейшему Авксентию, Архиепископу Истинно- Православных Христиан в Греции

Ваше Блаженство,

Братское послание Вашего Блаженства от 25 ноября 1969 г. было нами прочитано в заседании Архиерейского Синода сего числа. Многие испытания, какие Православная Церковь переживает с начала своей истории, особенно сильны в наше лукавое время и потому в особенности требуют единения между теми, кто истинно предан вере Отцов. С такими чувствами мы желаем уведомить Вас, что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей признает действительность архиерейских хиротоний Вашего предшественника, блаженнопочившаго Архиепископа Акакия и последующие хиротонии Епископов Вашей Святой Церкви. В соответствии с этим и принимая во внимание различные другие обстоятельства, наш Архиерейский Синод рассматривает Вашу Иерархию как братьев во Христе, находящихся в полном общении с нами. Благословение Божие да почиет на всем клире и верующих Вашей Церкви, особливо в грядущие дни Рождества во плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Председатель Архиерейского Синода,

Митрополит Филарет

Члены Синода:

Никон Епископ Вашингтонский и Флоридский
Серафим, Архиепископ Чикагский и Дейтройтский
Виталий, Архиеп. Монреальский и Канадский
Антоний, Архиепископ Лос-Анжелосский иТехасский
Аверкий, Архиепископ Сиракузский и Троицкий.
Антоний, Архиепископ Западно Американский и Сан-Францисский.
Савва, Епископ Эдмонтский
Нектарий, Епископ Сеаттлийский
Андрей, Епископ Рокландский
Член Синода Секретарь Лавр, Епископ Манхаттенский

Между тем отступление мирового православия все усиливалось. Никакой реакции на Скорбные послания Митрополита Филарета не было, а экуменические конференции и всеобщие моления православных с еретиками и язычниками приобретали все большие масштабы и возрастали в нечестии. Исчерпав все возможные средства увещевания, Русская Зарубежная Церковь должна была сказать окончательное слово.

Архиерейский Собор 1983 г. предал экуменизм анафеме.

"Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема."

Митрополит Виталий, в то время Архиепископ, в сообщении об этом историческом решении Архиерейского Собора 1983 г. отмечал:

"Что касается экуменизма, то всякая Поместная Церковь имела достаточно времени за сто лет изучить его, и если такая Поместная Церковь основывает и свое учение, и свою жизнь на правилах свв. Апостолов и на канонах всех православных Соборов, то она не может не признать, что экуменизм является злейшей ересью, потому что он собрал все существовавшие и существующие ереси воедино и назвал это единение "церковью". Такое явление уже чисто антихристово.

Итак, провозглашая анафему, мы оградили свою паству от этого апокалиптического искушения, но одновременно и возложили невольно на совесть всех Поместных церквей серьезную задачу, которую они должны рано или поздно решить в ту или другую сторону. От решения этого вопроса будет зависеть их дальнейшая духовная судьба во вселенской Православной Церкви" [40].

Анафема - крайнее средство, к которому Церковь прибегает, исчерпав все средства увещеваний. "Анафема, возглашаемая Церковью, - говорил Святитель Филарет, - есть никак не проклятие, не призывание на голову человека кары и гнева Божия, а только отлучение от Церкви, отлучение от нее того, кто фактически перестал в ней уже состоять'[41].

Свидетельствуя об отпадении от Тела Церкви тех, кто это уже сам совершил по своему произволению (принимая ересь или раскол), Церковь оставляет их на суд Божий. Еще в 1969 г. на Пастырском совещании духовенства Архиепископ Аверкий указывая на ряд документов Русской Зарубежной Церкви, в том числе послания Митрополита Филарета, послание епархиального съезда Западно-Европейской епархии, отчет о конференции Всемирного Совета Церквей в Упсале и доклад об экуменизме Архиепископа Виталия на Архиерейском Соборе 1967, писал:

"Эти чрезвычайной важности документы показывают, что у нас уже достаточно осознана вся недоброкачественность и зловредность экуменизма, как движения ведущего человечество к Антихристу. Так вот теперь мы должны показать, что мы не довольствуемся одними словами, только голыми утверждениями, но что за этими словами у нас идут и соответствующие им дела, подтверждающие истинность их.

С экуменизмом мы должны решительно разорвать, и с попутчиками его не должны иметь ничего общего. Нам - не по пути с ними. Это мы должны решительно сказать и показать на деле. Наступает для нас время подлинного исповедничества, когда мы, быть может, останемся одни и окажемся на положении гонимых. Поскольку сейчас все православные церкви вошли в состав "Мирового Совета Церквей" и тем самым изменили Православию и поклонились сатане, наступило время нашей полной обособленности. Мы не можем и не должны иметь с отступниками от истинного православия никакого общения, и должны быть готовы, если потребуется к уходу в "катакомбы", как истинно-православные христиане у нас на родине. Наше положение поборников и исповедников чистой и неповрежденной Христовой истины очень нас обязывает, больше чем когда-нибудь в прошлом" [42].

Сейчас, когда экуменизм еще дальше продвинулся в своем нечестии, и помимо упомянутых документов в нашей Церкви прибавилось много других соборных постановлений, в том числе и соборное анафематствование экуменизма, нам тем паче следует держаться строгой позиции. У нашей Церкви не может быть никакого общения с зараженными ересью экуменизма церквями, которые в общем апостасийном потоке неудержимо движутся к антихристу.

Что касается истинно-православных церквей, которые противопоставляют себя апостасийному "мировому православию", то нам следует обратить на них пристальное внимание и изучить возможность установления канонических отношений с ними. Вопрос этот очень сложный и требует тщательного исследования.

Так в отношении ИПЦ Греции, с которой в 1969 г. было официально установлено общение, впоследствии было принято решение не иметь сослужений по причине возникших смут и разделений среди старостильных архиереев. В настоящее время единства среди старостильников Греции нет, напротив, разделения еще более усугубились. Наряду с хранящими неповрежденное православное учение, имеются и весьма сомнительные в православном отношении группы, подобные Синоду Киприана, об учении которого нашей Церковью уже вынесено соборное определение. Несмотря на сложность ситуации, представляется все же необходимым с осмотрительностью и осторожностью попытаться установить контакты (хотя бы информационные) с православными по вероисповеданию группами архиереев в Греции. Также представляется необходимым выяснить ситуацию со старостильниками в Румынии и Болгарии и изучить положение с истинно-православными в других странах. Нам необходимо не только укрепить нашу Русскую Зарубежную Церковь, но и по возможности установить связи с единомысленными православными братьями, которых, несмотря на все усиливающееся отступление, еще немало остается в мире. Не стоит преждевременно замыкаться в своей среде, и, отказываясь от апостольской миссии и церковного строительства, лишь пассивно наблюдать за происходящим падением вокруг.

С другой стороны не стоит и обнадеживать себя благоприятным развитием событий в ближайшем будущем. "Отступление попущено Богом; не покусись остановить его немощною рукою твоею, - предупреждал еще полтора столетия назад Епископ Игнатий Брянчанинов,- ...Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него! Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее. Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления...".

Будем же реально смотреть на жизнь и своих пасомых укреплять в вере и преданности Истинной Церкви Христовой. "Не будем бояться остаться в меньшинстве, главное для нас - это оказаться в составе того малого остатка спасающихся, который Сам Господь назвал "малым стадом", говоря: "Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец Ваш дати Вам царство"(Лк. 12, 32)" [43].

Протопресвитер Виктор Мелехов
октябрь 2002 г.

На основании изложенного представляется необходимым принять на предстоящем Соборе следующее вероисповедное заявление от имени архиереев и всего духовенства нашей Церкви:



Пастырское послание духовенства
Русской Православной Церкви За границей
(Русской Православной Церкви в Изгнании)

Исповедание Веры

Мы, священнослужители Русской Православной Церкви За границей, свидетельствуем вам, возлюбленные братья и сестры, нашу непоколебимую веру во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, Церковь, которую создал Сам Сын Божий, и которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15). Веруем, что врата ада (т.е. все силы зла) не могут Ее одолеть (Мф. 16.16, 8). Она не может быть уничтожена, разрушена или разделена, ибо Она не обычная человеческая организация, а Богочеловеческий организм, Тело Христово - где все мы верные составляем Его Тело, а Глава Тела Церкви - Христос. (Кол. 1,18).

Как не может разделиться Христос, так не может разделиться Церковь. От единого Тела Церкви могут лишь отпадать не признающие Ее учения и правил.

В нынешнее скорбное и исполненное соблазнов и искушений время враг рода человеческого, никогда не прекращавший своей брани против Церкви, воздвиг множество ложных учений и идей о самой Церкви и при их помощи отторгает от Тела Церкви целые народы.

Мы как пастыри Русской Православной Зарубежной Церкви, которая, являясь неразрывной частью Поместной Русской Православной Церкви, всегда осознавала себя неотъемлемой частью Церкви Христовой - Единой Святой, Соборной и Апостольской, - исповедуем свою верность учению Святой Церкви и отвергаем всевозможные лжеучения, извращающие это вероучение.

Мы подтверждаем анафему экуменической ереси, провозглашенную Архиерейским Собором нашей Церкви в 1983 г. и заявляем, что не можем иметь никакого общения с причастными этой ереси.

"Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имуть общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема".

Мы со скорбью свидетельствуем, что в настоящее время все Поместные православные церкви заражены экуменической ересью. Наглядным тому подтверждением явились совместные моления в Ассизи 24 января 2002 г., в которых вместе с римо-католиками, всякого рода протестантами, мусульманами и представителями всевозможных религий, приняли участие 2 патриарха (Константинопольский и Антиохийский), и архиереи и представители других православных церквей.

Мы также не можем иметь общения с теми из так называемых истинно-православных, которые подобно старостильному греческому Митрополиту Киприану исповедуют скрытый экуменизм. Мы подтверждаем определение в отношении экклезиологического учения Митрополита Киприана, выраженное в резолюцию пастырского совещания североамериканского духовенства нашей Церкви от 15 (28) декабря 2001 г.:

"Митрополит Киприан, признавая мировое экуменическое православие еретическим, все же считает его частью Церкви Христовой, что противоречит учению и традиции Церкви, ясно свидетельствующих в Соборных постановлениях и писаниях Святых отцов о том, что еретики отпадают от Церкви... Заявляя о своем необщении с еретическими экуменическими церквами, в то же время Митрополит Киприан и его Синод не отделяются от этих церквей духовно, считая себя "здоровой" частью единой Церкви (в то время как еретические экуменические и новостильные церкви - "больной" частью). Фактически Синод Митрополита Киприана, несмотря на отсутствие общения в таинствах, находится в полном "здравствующе-больном" союзе с мировым еретическим "православием". Этот, своего рода, скрытый "православный" экуменизм, также как и экуменизм открытый, подпадает под анафему ереси экуменизма 1983 г., провозглашенную Архиерейским Собором РПЦЗ под председательством III-го Первоиерарха Зарубежной Церкви Митрополита Филарета (подтверждена эта анафема Арх. Собором РПЦЗ в 1998 г.).

Мы не можем признать Русской Православной Церковью зараженную экуменической ересью Московскую патриархию. И свидетельствуем, что нынешняя Московская патриархия, возглавляемая с 1990 г. Алексием II, откололась от мученической Русской Церкви и была создана по указанию Сталина из группки иерархов во главе с митрополитом Сергием, который с момента издания им его предательской декларации в 1927 г. сотрудничал с безбожниками и участвовал в гонениях на своих братьев.

Как писал Блаженнейший Митрополит Антоний в письме митр. Сергию в 1933 г. : "Что касается Вас, то с нами разделяет Вас то, что Вы в желании обеспечить безопасное существование церковному центру постарались соединить свет с тьмою. Вы впали в искушение, сущность которого раскрыта в Св. Евангелии. Некогда дух зла пытался и Самого Сына Божия увлечь картиной внешнего легкого успеха, поставив условием поклонение ему, сыну погибели. Вы не взяли пример со Христа, св. мучеников и исповедников, отвергших такой компромисс, а поклонились исконному врагу нашего спасения, когда, ради призрачного успеха, ради сохранения внешней организации заявили, что радости безбожной власти - Ваши радости, и что враги ее - Ваши враги. Вы даже постарались развенчать мучеников и исповедников последних лет (в том числе и себя, ибо мне известно, что одно время и Вы являли твердость и были в заключении), утверждая, будто бы они терпят темничное заключение, изгнание и пытки не за имя Христово, а как контрреволюционеры. Вы этим возвели на них хулу. Вы унизили их подвиг, расхолодили тех, кто, может быть, приобщился бы к лику мучеников за веру. Вы отлучили себя от цвета и украшения Русской Церкви. В этом ни я, ни мои заграничные собратья никогда не последуем за Вами".

Последователи митрополита Сергия в лице нынешних иерархов Московской патриархии не только не отказались от компромиссов своего предшественника, но упорствуют в них и продолжают служить властителям мира сего. Они не отказались ни от предательской декларации митрополита Сергия, ни от всей отступнической деятельности прежних десятилетий. Напротив, они оправдывают прелюбодейный союз церкви с безбожным государством и обосновывают его ссылками на церковное предание.

Более того, иерархи Московской патриархии, стараясь представить себя наследниками и правопреемниками мученической Русской Православной Церкви, объявили о канонизации новомучеников и исповедников российских (на архиерейском соборе Московской патриархии в 2000 г.). Не говоря уже о том, что законная церковная канонизация была осуществлена Русской Зарубежной Церковью в 1981 г., и акт Московской патриархии не имеет никакого значения, сам по себе этот факт фальшивой канонизации обличает крайнюю степень лукавства и беспринципности нынешних иерархов Московской патриархии, которые, не колеблясь, "прославляют" наряду с единомысленными им сергианами истинных новомучеников.

Таким образом, архиереи Московской патриархии обличают сами себя, когда объявляют, что они признают святыми тех новомучеников и исповедников, которые считали митрополита Сергия еретиком-антицерковником, открытым отступником от Бога-Истины. Нынешние защитники и продолжатели дела митрополита Сергия служат молебны и поклоняются пред святыми мощами тех исповедников - (как, например, Епископа Виктора Вятского (Островидова), святые мощи которого были обретены нетленными в 1997 г. и с почетом перенесены в специальную часовню в Св. Троицком монастыре в Вятке), - кого митрополит Сергий объявлял безблагодатными раскольниками и политическими преступниками и подвергал наказаниями, усугубляя гонения, которым они подвергались от безбожной власти. Во истину вспоминаются слова Спасителя: "Горе вам книжники и фарисеи лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников и говорите: "Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших". (Евангелие от Матфея, глава 23, 29-33).

Мы призываем вас, все верные чада Русской Церкви, хранить верность учению Святой Православной Церкви и не иметь общения с отступническими церквями "мирового" православия. "Блюдите же како опасно ходите", чада Церкви Христовой, дабы не прельститься и не сбиться с истинного пути в это лукавое время. "Аз есмь с вами до скончания века" (Мф. 28, 20) - сказал Господь наш и Спаситель Иисус Христос своим верным ученикам. Главное пребыть верными и не отпасть от спасительного лона Его Церкви. Господь обетовал, что врата адовы не одолеют Церкви, и Она пребудет до скончания века. В последние дни умалится число ее членов на земле. Спаситель предрекал, что когда Он вторично придет, то едва ли "обрящет веру на земле" (Лк. 18,8)

Но и в этом малом остатке верных будет пребывать Господь. "Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец Ваш дати вам царство" (Лк. 12. 32), - сказал Он. И Божия сила и благодатная помощь никогда не оставит чад Церкви. Ибо непреложны обетования Божии.

"И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит: знаю твои дела; вот Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил Слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковые, а лгут, - вот Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквам". (Апок. 3, 7-13).