Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Известные публицисты РПАЦ открыто признают себя сторонниками Декларации
1927 года Сергия Старогородского
9 марта 2004 года два наиболее известных общественно-церковных деятеля РПАЦ, Егор Холмогоров и иером.Григорий (Лурье) публично признали себя сторонниками Декларации 1927 года Сергия Старогородского, разграничив правильную с их точки зрения Декларацию Сергия Старогородского и «собственно сергианство» (которое иером.Григорий(Лурье) и ему сочувствующие понимают исключительно как все наследие дореволюционной Церкви в целом. Рс).
Егор Холмогоров в своем «Живом
Журнале» заявил:
«Позиция
высказанная в Декларации формулой "Нам нужно не на словах, а на деле
показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской
власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только
изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого,
как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его
каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же
время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи
которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Всякий удар,
направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие
или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому,
сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь
православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза "не только из
страха, но и по совести", как учил нас апостол (Рим. XIII, 5)." -
мне кажется абсолютно справедливой и верной церковно-политической позицией в
тех условиях»
Егор Холмогоров продолжил:
«Так что если считать, что сергианство - это признание советской власти как
гражданской власти в России, власти, которая может способствовать укреплению законности,
процветанию страны и т.д., то сергианство - безусловно оправданная церковная позиция и митр. Сергия не
за что упрекнуть. Более того - ему можно кое что
поставить в заслугу - революция была временем чудовищного безверия, чудовищного
осатанения народа и надо было понимать, что либо эта
волна будет подниматься все выше и вышеи церковь
вовсе будет уничтожена - причем не только сверух, но
и снизу (и это главное, что надо понимать - антирелигиозная кампания
большевиков не была чисто верхушечным актом). Собственно, другой возможности выжить в революции,
кроме как некоторая протекция гос. власти, у Русской
Православной Церкви как канонического института поместной церкви не было (выделено нами. Рс)
Говоря о позиции Зарубежной
Церкви и катакомбников, Егор Холмогоров отметил:
«…Совершенно непонятно - почему позиция
православного христианина должна была быть позицией политического партизана. Для оправдания этой политической партизанщины - и в РПЦЗ, и в катакомбах, создавались
совершенно безумные, абсолютно еретические теории, превращавшие некоторую часть
катакомбников в новое издание
старообрядцев-беспоповцев с их "духовным антихристом"»
Единственное, что с точки зрения
Егора Холмогорова негативно в «абсолютно справедливой» позиции сергианства – это представление о нем как о вершине мученичества
и его «одухотворение», а так же «антиканоническое
смещение сосланных епископов». Егор Холмогоров провозгласил, что те, кто
отделялся от Митр.Сергия,
отделялись от него вовсе не из-за «правильной» Декларации. Что принципов,
отраженных в Декларации, придерживались даже такие «лидеры церковного движения»
как Митр.Иосиф Петроградский.
Иером.Григорий (Лурье), в ответ на эти слова, полностью согласился
с ним в следующих словах:
«Да, как-то так. Особенно важно это
разграничение между Декларацией и собственно сергианством»
Впрочем, через
несколько часов после рассылки «Романитаса»
эти слова из ветки топика были изъяты. Тем не менее, одобрительные слова иером.Григория
(Лурье) о статье Егора Холмогорова и слова об отношении к Декларации 1927
года успело прочитать множество людей. Ссылки на них попали на конференцию
"Paradosis", на анлоязычные и русскоязычные православные сайты.
Ранее этого события позитивно-нейтрально о Декларации Митр.Сергия Старогородского высказался третий общественно-церковный лидер РПАЦ, редактор Портала Credo.Ru Александр Солдатов, который в редакционной статье на Портале от 8 сентября 2003 года приравнял Митр.Сергий Старогородского к «великим иерархам эпохи Вселенских Соборов», а слово сергианство поставил в кавычки.
Таким образом можно говорить о том, что все наиболее влиятельные и известные публицисты РПАЦ, ближайшее окружение Митрополита Суздальского Валентина, единомысленно и строго формально признали себя сторонниками Декларации 1927 года и противниками традиционной антидекларационной риторики РПЦЗ и Катакомбной Церкви. И, спустя три года после начала своего сергианского пути, о котором много писал "Романитас", а так же после ухода из РПАЦ последних православных, объявили об этом открыто.
9.03.2004 г. «Романитас»