Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

Духовный выбор части иерархии РПЦЗ(В)

 

Публикуемый нами документ только что разослан в рассылке и содержится на Сервере «Церковный Листок», созданном по благословению Митрополита Виталия. Данная статья, выражающая мнение определенной группы священнослужителей и иерархии РПЦЗ,  не имеет на себе следов интеллектуальной обработки наиболее искусных выразителей данных позиций, а потому наглядно демонстрирует всем, знакомым с историей Зарубежной Церкви, их реальную суть. На наш взгляд этот документ наилучшим образом свидетельствует о текущем духовном процессе в некоторой, наиболее влиятельной ныне части РПЦЗ и, как таковой, нуждается в распространении в среде духовенства и мирян РПЦЗ(В), в среде греческих старостильных Синодов, а также в среде епископов, священников и мирян Катакомбной Российской Церкви. Он говорит о современном отношении некоторой части РПЦЗ (В) к наиважнейшему для православных христиан понятию личного покаяния, а в части, касающейся отношения РПЦЗ(В) к «бостонцам» и «суздальцам», его логика будет, по всей видимости, с неизбежностью применяться в будущем и ко всем остальным.

 

25.12.2002 г. «Романитас»

 

 

Кто и почему требует покаяния у митрополита Виталия и у архиереев РПЦЗ (В)?

        Казалось бы, что после того, как митрополит Виталий дал трезвую оценку всему, что происходило на бунтарском соборе (и вокруг него) 2000 года и, с признанием и исправлением ошибок, допущенных архиерейскими Соборами в прошлом и настоящем; казалось бы, что после того, как все верные Первоиерарху архиереи, выражая свое соборное мнение, отмежевались от признаваемой ранее опасной экклезиологии, вопрос о покаянии архиереев РПЦЗ (В) не должен уже стоять как вопрос, являющийся камнем преткновения в нашей Церкви, или уж, по крайней мере, этот вопрос можно было спокойно и в деловом русле разрешить на предстоящем Соборе. Однако вопрос о покаянии архиереев РПЦЗ вдруг поднимается в тот момент, когда, по сути, он уже снят с повестки дня после самокритичных официальных заявлений митр. Виталия и верных ему архиереев. Тогда кем и почему этот вопрос поднимается именно сейчас, да еще с раздражительностью и нетерпимостью, которая не свойственна верующим, исповедующим Православную Веру? Ответ очевиден! К публичному покаянию архиереев РПЦЗ (В) призывают те деятели, которые сами не принесли покаяния в беззаконных раскольнических действиях — это главным образом сторонники о. Виктора Мелехова, перешедшего из чудовищного по своим маразмам бостонского раскола и сторонники суздальского раскола. Мало того, что от вышеупомянутых мы до сих пор не слышали публичного покаяния (которое, кстати, для них должно быть обязательным), так они к тому же хотят оправдать свою нераскаянность и свои раскольнические действия тем, что не они перед архиереями РПЦЗ (В) должны принести официальное покаяние, а архиереи РПЦЗ (В) должны признать свою вину пред ними. Очевидно, что о. Виктор Мелехов, не оторвавшись истинным покаянием от бостонской лжи, пытался посеять ложь в РПЦЗ (В), выдавая себя за секретаря Синода. Кроме того, негодование о. Виктора Мелехова на Первоиерарха связано еще и с тем, что в обход ему митрополит поручил вл. Варнаве вести подготовительную работу к предстоящему Собору РПЦЗ (В). Таким образом, утрачивая свое влияние в церковных делах, "секретарь Синода" о. Виктор Мелехов обрушился на Церковь не к месту и не ко времени. Даже те вопросы, которые он поднимал можно было бы в спокойной и продуктивной обстановке обсудить на Соборе. Поэтому его заявление можно рассматривать как действие провокационное.

        Но надо признать, что словопрение о. Виктора Мелехова не выдержало поединка с настоящим секретарем РПЦЗ (В) протоиереем Вениамином Жуковым, который был поставлен на эту должность первым (после лавровского раскола) Собором всех архиереев РПЦЗ (В). А североамериканские преосвященные сами отказались от того, чтобы предать своему собору статус Собора Церкви, включением в его работу главы Европейской епархии. Поэтому, избранный секретарем на соборе североамериканских преосвященных, о. Виктор Мелехов мог являться только секретарем "американских" преосвященных. В Церкви об этом знали многие и давно, однако о. Вениамин Жуков не одержим грехом любоначалия и вместе со своими сторонниками не хотел поднимать вопроса о настоящем секретаре открыто до Собора ради того, чтобы избежать (по возможности) конфликтов в церковных делах. Но ситуация изменилась и, очевидно, пришло время узнать кто есть кто в Церкви.

        Пр. Валерий Рожнов